Скорогонова Светлана Алексеевна, начальник отдела контроля качества образования Контроль качества образования : практика и перспективы
Кодификатор целей Гособрнадзора Защита прав граждан на доступность качественного образования Оптимизация контрольно – надзорной и регламентационной деятельности Контроль за соблюдением законодательства в сфере образования Системные измерения, контроль и оценка на всех уровнях образования
Кодификатор Административные регламенты Комплексные проверки Бессрочные лицензии Эксперты Общественное обсуждений проблем качества («Встречи», СМИ, родители) Расширение тематики проверок Запуск механизма административной ответственности Технологическое обновление процедур мониторинга ГИА – эксперимент ЕГЭ – обновление содержания и процедуры Разработка и внедрение критериев качества образования при проверках в разных типах образовательных учреждений 1 2 3
Чердынь Красновишерск Соликамск Комплексные проверки Документарные проверки Выездные проверки Выездные + документарные проверки
Тематика проверок, 2010/ Контроль качества выполнения образовательных программ ( в том числе по курсу ОБЖ ) 2. Наличие системы контроля качества реализации образовательных программ 3. Определение успешности освоения обучающимися реализуемых программ ( тестирование при проверках ) 4. Установление соответствия учебных планов нормативным требованиям 5. Установление соответствия учебников и учебной литературы, используемой в образовательном процессе Федеральному перечню 6. Контроль учета, хранения, выдачи и заполнения бланков государственного образца 7. Контроль ведения школьной документации 8. Контроль организации и проведения государственной ( итоговой ) аттестации выпускников 9. Установление соответствия организации и проведения ЕГЭ в ППЭ нормативным требованиям
КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 1. КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНИЯ ДОУ 1. Нормативно - правовая документация 2. Переход на ФГТ 3. КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 1. Наличие образовательной программы 2. Содержание диагностического инструментария 3. Анализ результатов диагностики 4. Наличие внутреннего контроля реализации программ 4. КАЧЕСТВО РЕЗУЛЬТАТОВ 1. Результаты диагностики освоения образовательной программы 2. Индекс здоровья детей 3. Готовность выпускников к обучению в школе 4. Удовлетворенность родителей качеством предоставляемой услуги 2. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ 1. Укомплектованность кадрами, повышение квалификации Материально - технические и медико - социальные условия 3. Учебно - методическое обеспечение
Дошкольное образование Всего проверено 25 детских садов, 5 структурных подразделений, 1 начальная школа - детский сад. В проверенных учреждениях : в 84% - активно осуществляется переход на ФГТ в 82% - регулярно осуществляется диагностика уровня освоения реализуемых программ Результаты освоения программ составляют в среднем 80% 98% родителей удовлетворены качеством предоставляемой услуги 90% учреждений - в своей деятельности руководствуются нормативными документами, не соответствующими требованиям законодательства в 84% - не создана система внутреннего контроля качества реализации программ в 53% - отсутствует должным образом разработанная и принятая образовательная программа в 24% - не проводится анализ результатов педагогической диагностики, индивидуальная коррекционная работа с детьми, имеющими низкий уровень освоения программ Во всех учреждениях (100%), имеющих структурные подразделения - детские сады – уделяется недостаточное внимание их деятельности и качеству образования в них
Общее образование Всего проверены 34 общеобразовательные школы Несоответствие содержания Уставов и локальных актов, регламентирующих государственную ( итоговую ) аттестацию выпускников нормативным требованиям (82% ) Низкая обеспеченность учебниками и учебной литературой соответствующей Федеральному перечню ( от 50% в Александровском и Кочевском районах до 80-90% в Бардымском районе и г. Соликамске ). Активно используются в учебном процессе учебники выпуска до 2004 года Нарушения при учете, хранении документов государственного образца, неправильное заполнение аттестатов (53%) Контроль качества выполнения образовательных программ Наличие системы контроля качества реализации образовательных программ, а именно : нормативное обеспечение внутреннего мониторинга качества образования информационно - технологическое обеспечение планирование мероприятий по контролю система мониторинга достижений обучающихся ( воспитанников ) по завершению определенных этапов работа с результатами мониторинга Определение успешности освоения обучающимися реализуемых программ Анализ использования в образовательном процессе объектов, необходимых для осуществления образовательной деятельности ( зданий, сооружений, строений, помещений, территорий ), иных средств обеспечения образовательного процесса Контроль введения новых образовательных стандартов в начальной школе, в том числе : условия, научное, методическое сопровождение, наличие системы мониторинга результатов
Общее образование
Специальное ( коррекционное ) образование Проверено 11 учреждений специального ( коррекционного ) образования и 1 санаторная школа - интернат 1. Во всех проверенных учреждениях (100%) условия образовательной деятельности соответствуют целям и задачам реализуемых программ и федеральным требованиям к образовательному процессу в части минимальной оснащенности и оборудования учебных помещений 2. Во всех проверенных учреждениях (100%) созданы условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся ( воспитанников ) 3. Организация государственной ( итоговой ) аттестации выпускников соответствует нормативным требованиям ( в 100% учреждений ) 4. Выстроена система внутреннего контроля качества образования ( в 100% учреждений ) 5. Обеспеченность учебниками в соответствии с Федеральным перечнем составляет 65% 6. В 34% проверенных учреждений наименование учреждения в уставных документах и лицензии на образовательную деятельность не соответствует требованиям
Дополнительное образование детей Условия образовательной деятельности в учреждениях соответствуют целям и задачам реализуемых программ Реализация программ в учреждениях дополнительного образования детей осуществляется на достаточном уровне качества, что подтверждается высокими индивидуальными и коллективными достижениями, высокой сохранностью контингента (96%) и посещаемостью занятий В 23% проверенных учреждений дополнительного образования детей образовательные программы не соответствуют требованиям ( письмо Минобнауки РФ от « О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей ») Содержание деятельности учреждения определяется с учетом примерных программ, рекомендованных государственными органами управления образованием ( Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей. П.26).
Начальное и среднее профессиональное образование Контроль качества подготовки обучающихся (студентов) Организация итоговой (государственной) аттестации Соблюдение сроков перехода на новые ФГОС: - выполнение требований, предъявляемых к структуре основной профессиональной образовательной программы (далее ОПОП) - выполнение требований, предъявляемых к условиям реализации ОПОП - организация и функционирование системы внутреннего мониторинга качества образования Тестирование по предметам общеобразовательного цикла
Мероприятия, проводимые в ходе проверок ( в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11 марта 2011 г. N 164) Анализ и экспертиза документов и материалов, характеризующих деятельность организации, средства обеспечения образовательной деятельности ( учебно - методическая документация, учебная и учебно - методическая литература и иные библиотечно - информационные ресурсы ) Анализ использования в образовательном процессе объектов, необходимых для осуществления образовательной деятельности ( зданий, сооружений, строений, помещений, территорий ), иных средств обеспечения образовательного процесса Экспертиза качества освоения обучающимися образовательных программ Анализ результатов текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, итоговой аттестации выпускников
Системные измерения качества образования в крае, 2011/2012 уч. год МОНИТОРИНГОВЫЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ МОНИТОРИНГОВЫЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ КАЧЕСТВА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (4-5, 7-8 классы ) ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ ВЫПУСКНИКОВ IX КЛАССОВ В НОВОЙ ФОРМЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ИТОГОВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АТТЕСТАЦИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ НПО и СПО ОЦЕНКА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ КОНТРОЛЬ ЛИЦЕНЗИОННЫХ УСЛОВИЙ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АККРЕДИТАЦИЯ КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ РАЗНЫХ ТИПОВ ВНУТРЕННИЙ МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА Р Е Й Т И Н Г И ДОКЛАД О КАЧЕСТВЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОСОБРНАДЗОР АККРЕДИТОВАННЫЕ И АТТЕСТОВАННЫЕ ЭКСПЕРТЫ ГОСОБРНАДЗОР ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСОБРНАДЗОР СЕРТИФИЦИРОВАННЫЕ ЭКСПЕРТЫ
КРАЕВОЕ СОВЕЩАНИЕ