Комплексное мероприятие «Я и пожарная безопасность» для учащихся четвертых классов образовательных учреждений Псковской области Докладчик:Елена Самуйлова, помощник начальника ГУ МЧС России по Псковской области Великий Новгород, 22 августа 2012 года
РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ДОКУМЕНТЫ Положение об организации проведения конкурса «Я и пожарная безопасность» среди учащихся четвертых классов образовательных учреждений Псковской области подписывается ежегодно руководителями организаций-учредителей акции: Совет Псковского областного отделения Всероссийского добровольного пожарного общества (ВДПО) Главное управление МЧС России по Псковской области Филиал ОАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго» Государственное управление образования Псковской области
ИСТОРИЯ МЕРОПРИЯТИЯ Конкурс впервые проведен в школах города Пскова по инициативе Центра противопожарной пропаганды и общественных связей при активном содействии Управления образования г. Пскова и Псковской областной организации Всероссийского добровольного пожарного общества (ВДПО) Конкурс включён в план основных мероприятий Государственного управления образования Псковской области и получил статус регионального Соучредителем конкурса становится «Псковэнерго» 2003 год 2004 год 2006 год
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МЕРОПРИЯТИЯ Цели: Реализация государственных интересов в области обеспечения пожарной безопасности и электробезопасности детей Формирование общественного сознания и активной гражданской позиции подрастающего поколения, культуры безопасности жизнедеятельности
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МЕРОПРИЯТИЯ Задачи: Изучение правил пожарной и электробезопасности в контексте защиты жизни и здоровья детей, посильного привлечения их к предупреждению возникновения и тушению пожаров, обучение действиям в условиях пожара; Оказание методической помощи учебным заведениям в преподавании курса «Основы безопасности жизнедеятельности»; Привлечение детей к участию в дружинах юных пожарных и пожарно-прикладном спорте; Профессиональная ориентация подростков (привитие интереса к профессии пожарного, спасателя, энергетика, преподавателя ОБЖ); Воспитание у подрастающего поколения патриотизма и мужества на современных примерах героизма; Привитие навыков осторожного обращения с огнем, электроприборами и пожароопасными предметами, использования первичных средств пожаротушения; Профилактика электротравматизма.
ЭТАПЫ МЕРОПРИЯТИЯ Акция «Детство – территория безопасности» Тематические классные часы по пожарной и электробезопасности Защита творческих работ на темы пожарной и электробезопасности и игра по станциям Смотр-конкурс театрализованных представлений на темы пожарной и электробезопасности Тестирование по изученным методическим материалам ОТКРЫТИЕ 1 этап 2 этап 3 этап 4 этап
ЭТАПЫ МЕРОПРИЯТИЯ Акция «Детство – территория безопасности» ОТКРЫТИЕ Социальная акция «Детство – территория безопасности» традиционно проходит в начале учебного года. Команды-победители конкурса прошедшего учебного года «передают эстафету» новым конкурсантам. На большой сцене демонстрируются театрализованные представления на противопожарную тематику. Затем пожарные подразделения показывают ребятам возможности современной пожарной техники, а бригада службы воздушных линий и наружного освещения Центральных электрических сетей «Псковэнерго» – работу по замене ламп уличного освещения. Первая четверть учебного года
ЭТАПЫ МЕРОПРИЯТИЯ Тематические классные часы по пожарной и электробезопасности 1 этап классный час или урок ОБЖ и викторина «Я и пожарная безопасность». рекомендуется проводить классным руководителям, учителям ОБЖ с привлечением сотрудников отделов надзорной деятельности Главного Управления МЧС России по Псковской области, специалистов по охране труда производственных отделений филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго», старшеклассников. Первая четверть учебного года
ЭТАПЫ МЕРОПРИЯТИЯ Для проведения занятий по электробезопасности в школах в 2011 году изготовлен учебный фильм «Тайна жёлтого треугольника», рассказывающий о правилах поведения вблизи энергообъектов. Это оригинальная разработка специалистов «Псковэнерго», признанная лучшим PR-проектом в сфере ТЭК в 2011 году по версии Минэнерго РФ. Тематические классные часы по пожарной и электробезопасности 1 этап Первая четверть учебного года
ЭТАПЫ МЕРОПРИЯТИЯ Тестирование по изученным методическим материалам 2 этап Тестирование проводят заместители директоров школ по воспитательной работе или учителя ОБЖ. По итогам данного этапа на школьном уровне формируется команда из 7 участников для участия в 3 этапе конкурса. Вторая четверть учебного года
ЭТАПЫ МЕРОПРИЯТИЯ Защита творческих работ на темы пожарной и электробезопасности и игра по станциям 3 этап Первая станция – «Причины пожаров» Вторая станция – «Пожарная часть» Третья станция – «Действия при пожаре» Четвертая станция – «Эвакуация» Пятая станция – «Безопасное электричество» Третья четверть учебного года
ЭТАПЫ МЕРОПРИЯТИЯ Игровая станция «Безопасное электричество» 3 этап В 2009/2010 году обучающая игра «Безопасное электричество» была апробирована в работе с четвероклассниками всех 26 школ города Пскова. По итогам этого эксперимента сценарий игры был доработан и включен в методическое пособие по проведению конкурса «Я и пожарная безопасность». С 2010/2011 учебного года в игре «Безопасное электричество» принимают участие четвероклассники всех образовательных учреждений Псковской области. В уроках по электробезопасности приняли участие учащихся четвёртых классов, из них человека в Пскове и 843 – в Великих Луках. Третья четверть учебного года
ЭТАПЫ МЕРОПРИЯТИЯ Защита творческих работ на темы пожарной и электробезопасности и игра по станциям 3 этап За время существования конкурса четвероклассники создавали плакаты на темы пожарной и электробезопасности, объемные поделки, мультимедийные презентации, в том числе анимационные и игровые фильмы. Планируется, что в году на третьем этапе школьники будут защищать презентацию-отчет о социальной акции на тему «Работа школьной дружины юных пожарных». В презентацию (слайд-шоу) должны войти материалы, иллюстрирующие различные виды работ членов ДЮП с разными целевыми аудиториями (в детских садах, начальных классах, на родительских собраниях в школах, при учебных пожарных эвакуациях, в пожарных частях, в микрорайонах по месту проживания) по пропаганде пожарной и электробезопасности. Третья четверть учебного года
ЭТАПЫ МЕРОПРИЯТИЯ Смотр-конкурс театрализованных представлений на темы пожарной и электробезопасности 4 этап Финалисты конкурса «Я и пожарная безопасность» на 4 этапе оцениваются по критериям: тематическая направленность; степень театрализации; музыкальность (использование музыкального сопровождения, пение, хореографические композиции); артистичность, качество сценической речи; использование приёмов активизации зрителей; оригинальность, новизна материала. Четвертая четверть учебного года
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ сборники методических материалов по организации и проведению конкурса; книжные закладки с материалами по электробезопасности: карманные календари с репродукциями лучших школьных плакатов по пожарной и электробезопасности. В 2011 году при поддержке «Псковэнерго» выпущен тираж (500 экземпляров) мультимедийных дисков с материалами по электробезопасности (макеты плакатов и книжных закладок, видеоролики, мультфильмы, игры и комиксы, методические разработки для проведения тематических уроков). В сентябре-ноябре 2011 года диски с методическими материалами по организации и проведению мероприятий конкурса «Я и пожарная безопасность» поступили во все школы Псковской области и районные управления образования. Ежегодно в поддержку конкурса «Я и пожарная безопасность» выпускаются:
РЕЗУЛЬТАТЫ МЕРОПРИЯТИЯ За время проведения комплексного мероприятия среди виновников пожаров нет детей, охваченной конкурсом возрастной категории. Организаторы проекта рассчитывали уменьшить количество пожаров, происходящих по причине детской шалости, а также повлиять на снижение детского травматизма и гибели при пожарах и электротравмах. За время проведения мероприятия на территории ответственности «Псковэнерго» не отмечено случаев детского электротравматизма среди школьников охваченной возрастной категории Учителя ОБЖ и классные руководители начальной школы обеспечены методическими пособиями, востребованными в современном образовательном процессе (от брошюры к мультимедийному контенту), что позволяет сделать пропаганду безопасного образа жизни более эффективной Совместная работа по организации и проведению этапов комплексного мероприятия способствует укреплению информационного взаимодействия всех заинтересованных сторон.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Докладчик:Елена Самуйлова, помощник начальника ГУ МЧС России по Псковской области Великий Новгород, 22 августа 2012 года