ЕРОХИНА КЛАВДИЯ АЛЕКСАНДРОВНА, воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ Детский сад 174
Дошкольный возраст – период активного познания окружающего мира, развития восприятия и творческого воображения. Ребенок, как губка, впитывает информацию и учится её применять. Игра и изобразительная деятельность – два вида деятельности, в которых дошкольник наиболее успешен, поскольку они ему интересны и дают возможность для творческой самореализации. Художественная литература – источник новых знаний и представлений, почва для богатой детской фантазии, образец литературного творчества для малышей.
При ознакомлении детей с творчеством художников- иллюстраторов создается возможность синтезировать и интегрировать две образовательных области программы, такие как «Художественное творчество» и «Чтение художественной литературы». Знакомясь с манерой письма художника, особенностью и характером изображаемых им художественных образов, дети не только рассматривают иллюстрации, но пробуют применить практически некоторые авторские приемы рисования. Так, например, при ознакомлении с творчеством Е.Чарушина, педагог предлагает детям уже во второй младшей группе поиграть с кисточкой, «попрыгать» ей по листу, как прыгает пушистый зайчик, обращая внимание малышей на оставляемые на бумаге следы.
Затем таким же образом дети заполняют цветом предложенный контур животного, замечая, какой пушистой становится лиса или белочка. Техника «тычка» - манера, присущая творчеству Е. Чарушина, дети это познают и применяют на практике. Рисунки становятся более реалистичными и живыми.
Постепенно в ходе работы над литературным текстом, педагог обращает внимание детей на изменение характера того или иного героя в зависимости от совершаемых им поступков или действий (заяц мокрый и пушистый; грустный и веселый; испуганный и храбрый и т.п.), на изменение характера линий и техник, используемых художником в том или ином случае. Дошкольники очень восприимчивы к интонации и слову при чтении и слушании литературного произведения, но еще более чутко они воспринимают картинку и иллюстрацию. Вот почему при чтении художественного произведения очень важно сопровождать его показом иллюстраций и давать возможность «почувствовать» себя художником-иллюстратором, предложив, следуя манере письма конкретного художника-иллюстратора, самостоятельно изобразить тот эпизод, который вызвал наибольший интерес у ребенка.
Интеграция различных образовательных областей в соответствии с ФГТ возможна как в ходе непосредственно образовательной деятельности, так и в процессе совместной и самостоятельной деятельности. Для этого необходимо создать условия: в книжный уголок внести литературные произведения, проиллюстрированные разными художниками или, наоборот, предложить вниманию детей различные произведения, проиллюстрированные одним художником- иллюстратором; в уголок ИЗО – добавить изобразительные материалы и средства, позволяющие реализовать замысел ребенка в контексте с изображаемым образом. Важно, чтоб каждый ребенок-дошкольник имел возможность для самореализации и творчества на основе полученных знаний, а не действовал шаблонами и штампами, навязанными взрослыми. Показывать, но не навязывать, помогать, но не делать за ребенка – вот педагогические правила, которых должны придерживаться педагоги и родители при ознакомлении детей с художественной литературой и развитии детской изо-деятельности. Художники-иллюстраторы, их иллюстрации в детских книгах – лучшие образцы творчества, на которых выросло не одно поколение.