В каждом человеке солнце. Только дайте ему светить. Сократ Развитие системы поддержки талантливых детей
Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа» Концепция российской национальной системы выявления и развития молодых талантов Цель - Национальной системы «Российские таланты» – создание условий для достижения успеха и реализации потенциала одаренности личности в рамках её дальнейшей профессиональной деятельности на благо самого человека, общества и государства. Государственная политика в области поддержки одаренных детей и талантливой молодежи
ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ» НА ГОДЫ Утверждена приказом министерства образования и науки Самарской области от од Государственная политика в области поддержки одаренных детей и талантливой молодежи
Цель - создание условий для выявления, сопровождения и поддержки одаренных детей Самарской области Задачи: Создание системы координации и обеспечения научно-методического сопровождения работы с одаренными детьми Самарской области. Совершенствование механизма поиска и выявления одаренных детей Самарской области. Повышение качества и доступности услуг в сфере образования, направленных на развитие способностей одаренных детей Самарской области. Обеспечение возможности участия одаренных детей Самарской области в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, турнирах за пределами Самарской области.
Ожидаемые результаты увеличение количества образовательных учреждений общего образования, участвующих в экспериментальной работе по созданию системы выявления и социально- педагогического сопровождения одаренных детей; увеличение доли школьников, участвующих в окружных и областных мероприятиях по выявлению и поддержке талантливых детей от общего числа школьников области до 40%; рост числа образовательных учреждений, осуществляющих работу с одаренными детьми, получивших в рамках ведомственной программы новое оборудование и программное обеспечение.
В рамках реализации программы предполагается: разработка инструктивно-методической базы, регламентирующей организацию работы; образовательных учреждений с одаренными детьми; организация мониторингов состояния социально- педагогического и психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в образовательном учреждении; научно-методическое обеспечение экспериментальных площадок по созданию системы выявления и социально-педагогического сопровождения одаренных детей; разработка критериев психолого-педагогического анализа системы работы образовательного учреждения с одаренными детьми; усовершенствование информационной базы сопровождения одаренных детей в области.
В рамках реализации программы предполагается: Обеспечение эффективного участия одаренных детей области во Всероссийских и Международных конкурсных мероприятиях с помощью организации очно-заочных профильных школ по различным направлениям, проведение учебно-тренировочных сборов для подготовки к Всероссийской олимпиаде школьников с привлечением ведущих ученых и высококвалифицированных педагогов
Художественная одаренность. Общая интеллектуальная и академическая одаренность. Творческая одаренность. Социальная одаренность. Виды одаренности
Трёхкольцевая модель Рензулли одаренность - сочетание трех характеристик: способности (превышающих средний уровень), креативность, настойчивость (мотивация, ориентированная на задачу). Концепции одарённости
Одаренные дети – это те, кто способен развить эти качества и достичь значительного успеха в одной или нескольких сферах деятельности Элементы человеческого потенциала Дж.Рензулли
Школьная обогащающая программа Рензулли Цель – преобразовать всю среду конкретной школы в русле одаренного образования для улучшения работы всей школы Задачи развить задатки всех детей; предоставить всем детям возможности участвовать в продвинутых занятиях и получать больше знаний и навыков, чем в обычной школе; дать детям возможность дальнейшего развития своих навыком и талантов. Структура обучения в школе Три ключевых компонента школьная программа, обогащенные блоки, специальные задания.
Новаторство Рензулли Предлагает средство создания не школы для одаренных, а одаренной школы, где будет максимально раскрываться потенциал всех детей.
Многофакторная модель Хеллера (Мюнхенская модель одаренности) Цель - выделения типологии одаренности, которая основывается на идее о том, что существует множество факторов, влияющих на развитие одаренности. Концепции одарённости Особенность подхода: взаимодействие средовых и личностных факторов в развитии одаренности; в четком определении сферы развития одаренности, то есть опровержение расхожего мнения о том, что талантливый человек талантлив во всем.
Концепция «Мюнхенская динамическая модель способность-достижение» Три этапа в становлении одаренности дошкольный период, школьный период, период профессионализации. Важный фактор – направленная тренировка
Образовательная среда, способствующая развитию одаренности Активная роль ученика ученик становится равноправным создателем учебного процесса Постоянная оценка индивидуального прогресса на каждом этапе обучения выявлять достигнутый уровень знаний для определения дальнейшего плана обучения. Исследовательский характер обучения условия, чтобы ученику хотелось делать самостоятельные открытия, отвечать на многозначные вопросы Индивидуализация учебного процесса согласование с интересами каждого ребенка.
Образовательные возможности работы с одаренными детьми Акселерация Самостоятельное обучение Объединение по возможностям Двойное обучение Домашнее обучение Ранее зачисление в университет.
1.Гибкие содержательные «рамки», обеспечивающие возможность включения для изучения тех или иных тематических разделов. 2.Крупные содержательные единицы, изучение широких (глобальных), основополагающих тем и проблем. 3.Междисциплинарный подход к изучению содержания, отвечающий широкой любознательности одаренных детей, повышенным творческим возможностям и мировоззренческой задаче развития целостной картины мира. 4.Интеграция тем и проблем для изучения, относящихся к одной или разным областям знаний, путем установления внутренних взаимосвязей содержательного характера. Принципы построения программ для одаренных детей
1.Образовательные ускоренное обучение обогащенное обучение 2.Образовательно-развивающие 3.Развивающие личность мышление Программы обучения
предоставлять возможность для углубленного изучения тем, выбираемых учащимися; обеспечивать самостоятельность в учении, т. е. обучение, руководимое самим ребенком; развивать методы и навыки исследовательской работы; развивать творческое, критическое и абстрактно-логическое мышление; поощрять и стимулировать выдвижение новых идей, разрушающих привычные стереотипы и общепринятые взгляды; поощрять создание работ с использованием различных материалов, способов и форм; способствовать развитию самопознания и самопонимания, осознанию своеобразия собственных способностей и пониманию индивидуальных особенностей других людей; учить детей оценивать результаты работы с помощью разнообразных критериев, поощрять оценивание работы самими учащимися. Программы для одаренных детей должны:
Региональный конкурс «Система работы образовательных учреждений Самарской области с одаренными детьми» выявление лучших систем работы с одаренными детьми в образовательных учреждениях Самарской области; развитие массовых, групповых и индивидуальных форм внеурочной деятельности с одарёнными детьми; выявление и диссеминацию успешного опыта творческих педагогов в работе с одарёнными детьми; формирование базы данных педагогов и образовательных учреждений, эффективно работающих с одаренными детьми. Развитие и совершенствование научной и методической базы научных и образовательных учреждений по работе с одаренными детьми
Спасибо за внимание!