Формирование компетентности учащихся на уроках информатики
«Главным ресурсом развивающегося общества являются люди, не столько подготовленные, сколько развивающиеся непрерывно» П.Г. Щедровицкий
Компетенция – это определенная область (сфера) окружающей действительности или деятельности. Компетентность – это способность установить и реализовать связь между «знанием – умением» и ситуацией.
Типология ключевых компетенций, предложенная А.В.Хуторским 1.Ценностно-смысловые компетенции. 2.Общекультурные компетенции. 3.Учебно-познавательные компетенции. 4.Информационные компетенции. 5.Коммуникативные компетенции. 6.Социально-трудовые компетенции. 7.Компетенции личностного самосовершенствования.
Чем урок информатики отличается от других учебных предметов? наличием специальных технических средств, в первую очередь – персонального компьютера для каждого ученика, а также задействованной в учебном процесс оргтехники, мультимедийных устройств. каждый ученик имеет, с одной стороны, индивидуальное рабочее место, а с другой – доступ к общим ресурсам; ответы у доски практикуются значительно реже; приветствуются ответы с места; визуальный контакт с соучениками и учителем строится несколько иначе, чем на других уроках. на уроках информатики активная самостоятельная деятельность, создание собственного, личностно-значимого продукта могут быть естественным образом организованы педагогом. предмет информатики отличает изначальная высокая мотивация учащихся.
Деятельность, направленная на развитие ключевых компетенций Виды деятельности: Знакомство с компьютером как с устройством по работе с информацией, получение технических навыков по работе с различными устройствами и приборами (наушники, колонки, принтер, сканер, web -камера и т.п.)наушники, колонки, принтер, сканер, web -камера и т.п Владение способами работы с информацией: поиск в каталогах, поисковых системах, иерархических структурах; извлечение информации с различных носителей; систематизация, анализ и отбор информации (разные виды сортировки, фильтры, запросы, структурирование файловой системы, проектирование баз данных и т.д.); технически навыки сохранения, удаления, копирования информации и т.п. преобразование информации (из графической – в текстовую, из аналоговой – в цифровую и т.п.)извлечение информации с различных носителей Владение навыками работы с различными устройствами информации (мультимедийные справочники, электронные учебники, Интернет-ресурсы, и т.п.) Критическое отношение к получаемой информации, умение выделять главное, оценивать степень достоверности (релевантность запроса, сетевые мистификации, и т.п.) Умение применять информационные и телекоммуникационные технологии для решения широкого класса учебных задач.
Коммуникативные компетенции Виды деятельности: Владение формами устной речи (монолог, диалог, полилог, умение задать вопрос, привести довод при устном ответе, дискуссии, защите проекта и т.п.) Ведение диалога «человек» - «техническая система» (понимание принципов построения интерфейса, работа с диалоговыми окнами, настройка параметров среды и т.д.)«человек» - «техническая система» Умение представить себя устно и письменно, владение стилевыми приемами оформления текста (электронная переписка, сетевой этикет, создание текстовых документов по шаблону, правила подачи информации в презентации и т.п.) Владение телекоммуникациями для организации общения с удаленными собеседниками (понимание возможностей разных видов коммуникаций, нюансов их использования и т.д.) Понимание факта многообразия языков, владение языковой, лингвистической компетенцией (в том числе – формальных языков, систем кодирования, языков программирования; владение ими на соответствующем уровне)владение языковой, лингвистической компетенцией Умение работать в группе, искать и находить компромиссы (работа над совместным программным проектом, взаимодействие в Сети, технология клиент-сервер, совместная работа приложений и т.д.) Толерантность, умение строить общение с представителями других взглядов (существование в сетевом сообществе, телекоммуникации с удаленными собеседниками и т.п.)
Ценностно-смысловые компетенции Виды деятельности: Умение формулировать собственные учебные цели (цели изучения данного предмета вообще, при изучении темы, при создании проекта, при выборе темы доклада и т.п.)Умение формулировать собственные учебные цели Умение принимать решение, брать ответственность на себя (быть лидером группового проекта, принимать решение в случае нестандартной ситуации (сбой в работе системы, несанкционированный доступ к сети…)) Осуществлять индивидуальную образовательную траекториюОсуществлять индивидуальную образовательную траекторию.
Социально-трудовые компетенции Осознание наличия определенных требований к продукту своей деятельности (требования к программному обеспечению, юзабилити сайта, функциональность базы данных и т.п.) Анализ достоинств и недостатков аналогов собственного продукта (при проектной деятельности разного типа, при обучении офисным технологиям) Владение этикой трудовых и гражданских взаимоотношений (виды лицензирования программного обеспечения, информационная безопасность, правовая ответственность за нарушение законодательства, авторские права и т.д.)этикой трудовых и гражданских взаимоотношений
Общекультурная компетенция Виды деятельности: Владение элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, художника и т.п. (проектирование дизайна сайта и приложения, создание макетов полиграфической продукции, коллажей произведений компьютерной графики, музыкальных треков) компетенций читателя, слушателя, исполнителя, художника Понимание места данной науки в системе других наук, ее истории и путей развития Понимание места данной науки в системе других наук, ее истории и путей развития (тенденции развития языков программирования, эволюция вычислительной техники, адекватная оценка состояния единиц техники, уровня продукта и т.п.)
Учебно–познавательные компетенции Виды деятельности: Умение осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей деятельности (планирование собственной деятельности по разработке приложения, владение технологией решения задач с помощью компьютера, компьютерным моделированием) Умение выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым фактам и явлениям, оценивать начальные данные и планируемый результат Умение выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым фактам и явлениям, оценивать начальные данные и планируемый результат (моделирование и формализация, численные методы решения задач, компьютерный эксперимент, и т.п.) Умение работать со справочной литературой, инструкциями (знакомство с новыми видами ПО, устройствами, анализ ошибок в программе и т.п.) Умение оформить результаты своей деятельности, представить их на современном уровне Умение оформить результаты своей деятельности, представить их на современном уровне (построение диаграмм и графиков, средства создания презентаций)
Компетенции личностного самосовершенствования Виды деятельности: Создание комфортной здоровьесберегающей среды (знание правил техники безопасности, адекватная оценка пользы и вреда от работы за компьютером, умение организовать свое рабочее время, распределить силы и т.д.)Создание комфортной здоровьесберегающей среды Создание условий для самопознания и самореализации (компьютер как средство самопознания - тестирование в режиме on - line, тренажеры, квесты и т.п.; нахождение новых способов самореализации - создание собственного сайта-самопрезентации в сети, публикации работ, получение авторитета в сетевом сообществе и т.п.) Создание условий для получения знаний и навыков, выходящих за рамки преподаваемой темы (выбор литературы, курсов, использование форумов поддержки, обращение за помощью в сетевые сообщества и т.п.) Наличие способности действовать в собственных интересах, получать признание в некоторой области Наличие способности действовать в собственных интересах, получать признание в некоторой области (участие в предметных олимпиадах и конкурсах, завоевание авторитета в глазах одноклассников с помощью уникальных результатов своей деятельности).
Литература 1.Хуторской А.В. «Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования» // Народное образование. – – 2. – С. 58 – 64 2.Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения. Дидактика и методика. - М. : Издательский центр «Академия», – С. 142 – Хуторской А.В. Статья «Технология проектирования ключевых компетенций и предметных компетенций». // Интернет- журнал "Эйдос". 4.Переломова Н.А., зав кафедрой ИПКРО, г. Иркутск. 5.Статья «Ключевые компетенции в образовании: современный подход. // Интернет-журнал "Эйдос". 6.И.А.Зимняя. Статья «Ключевые компетенции – новая парадигма результатов образования». // Интернет- журнал "Эйдос". 7.Г.В.Пичугина. Статья «Компетентностный подход в технологическом образовании». 8.Т. В.Василькова Статья «Уроки информатики как среда формирования ключевых компетенций».