«Новые педагогические технологии в учебном процессе» Районное методическое объединение учителей биологии и химии – 2009 учебный год
Образовательной технологией называют способ реализации предусмотренного учебной программой содержания, представляющий систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающий достижение поставленных дидактических целей. Накопившийся за долгие годы опыт позволяет выделить более или менее строго прописанные последовательности процедур, которые, как и адекватные им средства, в какой-то момент утрачивают предметность, становятся применимыми к различному предметному содержанию. Они и являются технологическими компонентами и даже целостными технологиями внутри частнометодического подхода. Эти технологии целесообразно называть технологиями обучения. Накопившийся за долгие годы опыт позволяет выделить более или менее строго прописанные последовательности процедур, которые, как и адекватные им средства, в какой-то момент утрачивают предметность, становятся применимыми к различному предметному содержанию. Они и являются технологическими компонентами и даже целостными технологиями внутри частнометодического подхода. Эти технологии целесообразно называть технологиями обучения. Наиболее широко применимыми и часто апробируемыми в педагогической деятельности являются: Наиболее широко применимыми и часто апробируемыми в педагогической деятельности являются:
1. Новые информационные технологии (НИТ), или как принято называть ИКТ. Под новыми информационными технологиями в образовании понимают образовательные технологии с использованием компьютера. НИТ в образовании выполняют следующие функции: Информационно-справочное обеспечение; Информационно-справочное обеспечение; Моделирование и демонстрация объектов, явлений и процессов, которые невозможно показать с помощью традиционных средств обучения; Моделирование и демонстрация объектов, явлений и процессов, которые невозможно показать с помощью традиционных средств обучения; Производство измерений, имитация средств измерений и выполнения рутинной части обработки измерений; Производство измерений, имитация средств измерений и выполнения рутинной части обработки измерений; Обеспечение игровых форм занятий; Обеспечение игровых форм занятий; Отработка различных образовательных действий; Отработка различных образовательных действий; Контроль и оценка уровня подготовки учащихся. Контроль и оценка уровня подготовки учащихся.
В биологическом образовании НИТ необходимы там, где они повышают информативность, наглядность, привлекательность, личностную ориентированность учебного материала; обеспечивают формирование системного образа осваиваемого понятия, целостного, законченного представления о нем. В биологическом образовании НИТ необходимы там, где они повышают информативность, наглядность, привлекательность, личностную ориентированность учебного материала; обеспечивают формирование системного образа осваиваемого понятия, целостного, законченного представления о нем. В перспективе информационные и коммуникационные компоненты системы образования будут доминировать, поскольку жить и работать выпускникам школ придется уже в информационном обществе. /подробно – «Биология в школе» 4, 2008/ В перспективе информационные и коммуникационные компоненты системы образования будут доминировать, поскольку жить и работать выпускникам школ придется уже в информационном обществе. /подробно – «Биология в школе» 4, 2008/ К НИТ можно отнести и технологию ТОГИС (технология образования в глобальной информационной сети), её применение целесообразно для преподавания крупных систематических учебных курсов на основе информационных ресурсов Интернета. Это новая технология, научно-исследовательские и опытно- конструкторские работы еще не завершены К НИТ можно отнести и технологию ТОГИС (технология образования в глобальной информационной сети), её применение целесообразно для преподавания крупных систематических учебных курсов на основе информационных ресурсов Интернета. Это новая технология, научно-исследовательские и опытно- конструкторские работы еще не завершены (подробно – «Химия в школе» 2, 2004). (подробно – «Химия в школе» 2, 2004).
2. Учебный проект. Основная цель проектного обучения – создать условия для развития умения школьников учиться на собственном опыте и опыте других обучающихся в процессе разработки учебного проекта. Благодаря проектной деятельности возможен охват широкого комплекса общеобразовательных и общекультурных проблем. В практике работы учителей используются разные виды проектов: В практике работы учителей используются разные виды проектов: - информационные поисковые проекты – предлагают сбор и анализ информации, подготовку и защиту выступления – доклада, реферата. - информационные поисковые проекты – предлагают сбор и анализ информации, подготовку и защиту выступления – доклада, реферата. - исследовательские – нацеливают учащихся на глубокое изучение проблемы, защиту собственных путей ее решения, выдвижения гипотез. - исследовательские – нацеливают учащихся на глубокое изучение проблемы, защиту собственных путей ее решения, выдвижения гипотез. - продуктивные – дают возможность школьникам проявить творческое воображение и оригинальность мышления при создании газеты, видеофильма, плаката, рисунка. - продуктивные – дают возможность школьникам проявить творческое воображение и оригинальность мышления при создании газеты, видеофильма, плаката, рисунка. - драматизационные – создают условия для игрового моделирования. - драматизационные – создают условия для игрового моделирования. - практико-ориенттированные – направляют действия учащихся на решения реальных проблем. - практико-ориенттированные – направляют действия учащихся на решения реальных проблем.
Общее во всех типах проектов – вовлечение учащихся в коллективную деятельность. Однако проектное обучение и личностно ориентировано, оно позволяет школьникам учиться на собственном опыте и опыте других, стимулирует их познавательный интерес. Дети получают удовлетворение от результата своего труда. Общее во всех типах проектов – вовлечение учащихся в коллективную деятельность. Однако проектное обучение и личностно ориентировано, оно позволяет школьникам учиться на собственном опыте и опыте других, стимулирует их познавательный интерес. Дети получают удовлетворение от результата своего труда. Основные этапы работы проектного обучения: погружение в проект, организация деятельности, осуществление деятельности, презентация деятельности, рефлексия. Основные этапы работы проектного обучения: погружение в проект, организация деятельности, осуществление деятельности, презентация деятельности, рефлексия. /подробно – «Биология в школе» 3, 2008; 8, 2004; «Химия в школе» - 2, 2008; 6, 2007/ /подробно – «Биология в школе» 3, 2008; 8, 2004; «Химия в школе» - 2, 2008; 6, 2007/
методика web – квестов она универсальна и очень проста, для её применения необходим лишь компьютер с выходом в Интернет. Web – квесты представляют собой мини-проекты, основанные на поиске информации в Интернете. Алгоритм деятельности: постановка проблемы, ознакомление с заданиями web – квеста, выполнение задания на основе ресурсов Интернета, оформление работы, обсуждение результатов деятельности. она универсальна и очень проста, для её применения необходим лишь компьютер с выходом в Интернет. Web – квесты представляют собой мини-проекты, основанные на поиске информации в Интернете. Алгоритм деятельности: постановка проблемы, ознакомление с заданиями web – квеста, выполнение задания на основе ресурсов Интернета, оформление работы, обсуждение результатов деятельности. /подробно – « Химия в школе» - 6, 2007, стр (образцы)/
3. Модульное обучение. Сущность модульного обучения заключается в том, что учащиеся самостоятельно достигают цели учебно- познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Модуль – это целевой функциональный узел, в котором объедены учебное содержание и технология овладения им. То есть это план активной учебной деятельности учащихся на данном уроке, включающий дидактические цели обучения и различные задания, рекомендации по их выполнению. Сущность модульного обучения заключается в том, что учащиеся самостоятельно достигают цели учебно- познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Модуль – это целевой функциональный узел, в котором объедены учебное содержание и технология овладения им. То есть это план активной учебной деятельности учащихся на данном уроке, включающий дидактические цели обучения и различные задания, рекомендации по их выполнению. /подробно – «Биология в школе» 8, 2006(44-47 стр. образец «Деление соматической клетки», 6, 2004 – «Внешнее строение листа» стр.37; /подробно – «Биология в школе» 8, 2006(44-47 стр. образец «Деление соматической клетки», 6, 2004 – «Внешнее строение листа» стр.37; «Химия в школе» - 6, 2007, стр «Углеводороды»/ «Химия в школе» - 6, 2007, стр «Углеводороды»/
Конкретную образовательную технологию естественно назвать интегральной. Исследования результативности в области образовательной технологии в настоящее время концентрируется вокруг четырех генеральных идей: Укрупнение дидактических единиц. Укрупнение дидактических единиц. Планирование результатов обучения. Планирование результатов обучения. Психологизация образовательного процесса. Психологизация образовательного процесса. Освоение новых информационно- коммуникационных технологий. Освоение новых информационно- коммуникационных технологий. Если удастся соединить эти направления, то результатом окажется мощная и эффективная, хотя и сложная для исполнения технология. /подробно – « Химия в школе» - 10, 2007; 10, 2003/
Из опыта прошлых лет В методике российской школы давно применяются такие формы работы учащихся, как групповая работа, игра, работа в парах и др. В современной методической литературе их стали называть технологиями: технология коллективного способа обучения (КСО), группового способа обучения (ГСО), игровая технология и т.д. В методике российской школы давно применяются такие формы работы учащихся, как групповая работа, игра, работа в парах и др. В современной методической литературе их стали называть технологиями: технология коллективного способа обучения (КСО), группового способа обучения (ГСО), игровая технология и т.д. /подробно – «Биология в школе» 2, 2003; 4, 2003/
Кейс – технология. В настоящее время появилось большое количество рекомендаций о том, как помочь одаренному ребенку реализовать себя в современном образовательном процессе. Для этого разработаны и соответствующие технологии обучения: В настоящее время появилось большое количество рекомендаций о том, как помочь одаренному ребенку реализовать себя в современном образовательном процессе. Для этого разработаны и соответствующие технологии обучения: Кейс (англ.- случай, обстоятельство) – совокупность учебных материалов, в которых сформулированы практические проблемы, предполагающие коллективный или индивидуальный поиск их решения. Технология реализуется в несколько этапов: Подготовительный этап (составление кейса). Существуют определенные требования к составлению кейса. Подготовительный этап (составление кейса). Существуют определенные требования к составлению кейса. Основной этап (анализ информации, выявление ряда проблем, поиск путей их решения). Основной этап (анализ информации, выявление ряда проблем, поиск путей их решения). Заключительный этап. Составляются критерии оценивания работ. Заключительный этап. Составляются критерии оценивания работ. /подробно – « Химия в школе» - 4, 2008;/
При углубленном изучении предмета используются индивидуальные образовательные программы, которые позволяют учесть жизненный опыт и психофизиологические особенности развития школьника, способствуют актуализации знаний по профильному предмету. Образец программы и рекомендации по её составлению « Химия в школе» - 1, При углубленном изучении предмета используются индивидуальные образовательные программы, которые позволяют учесть жизненный опыт и психофизиологические особенности развития школьника, способствуют актуализации знаний по профильному предмету. Образец программы и рекомендации по её составлению « Химия в школе» - 1, Возможно применение аналитических семинаров - « Химия в школе» - 6, 2003, формы и методы работы в профильных классах подробно - «Биология в школе» 3, Возможно применение аналитических семинаров - « Химия в школе» - 6, 2003, формы и методы работы в профильных классах подробно - «Биология в школе» 3, 2005.
Образовательный процесс в современной школе должен предоставлять каждому ученику возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности и поведении, опираясь на свои способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъективный опыт. Современные педагогические технологии – основной механизм развития творческого мышления школьника в процессе обучения.