Современные подходы к системе повышения квалификации педагогов в контексте Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»
Концепция долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации до 2020 года Концепция модернизации российского образования Концепция федеральной целевой программы развития образования на годы Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» 2
Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования УР 11 кафедр, 4 центра, 8 отделов Общее количество всех категорий работников человека, в том числе 114 человек -профессорско- преподавательского состава, методистов и специалистов по учебно-методической работе. Среди них - 8 докторов и 32 кандидата наук. Привлекаются представители органов государственной власти, специалисты-практики ведущих образовательных учреждений Удмуртии. 3
Количество педагогов г. Сарапула и Сарапульского района, прошедших повышение квалификации в 2011, 2012 г.г год2012 год Количество педагогов
Переход на федеральные государственные образовательные стандарты 5
ФГОС- новая парадигма отечественного образования от школы информационно-трансляционной к школе деятельностной: начальная школа – первичные навыки самостоятельного поиска знаний основная школа – самостоятельная навигация по освоенным предметным знаниям при решении конкретных задач старшая школа – применение полученных знаний в учебной, проектной и учебно-исследовательской деятельности на предпрофессиональном уровне подготовки профессиональное образование – освоение общих и профессиональных компетенций 6
Современные требования к профессионализму педагога умение строить образовательный процесс, направленный на достижение обучающимися новых образовательных результатов, в соответствии с их возрастными особенностями: конструировать содержание, методы и технологии обучения на основе деятельностного подхода; использовать разнообразные формы организации учебной деятельности обучающихся; разрабатывать планы уроков, позволяющие строить индивидуальный маршрут учащихся, через организацию групповой работы; 7
Современные требования к профессионализму педагога использовать стратегии проектного, модульного обучения, методически обусловленные возрастными и личностными особенностями обучающихся; разрабатывать формы оценки новых образовательных результатов (предметных, личностных и метапредметных); проектировать и осуществлять профессиональное самообразование: использовать средства ИКТ для организации собственной профессиональной (педагогической и исследовательской) деятельности. 8
Инновационные педагогические технологии Современные технологии формирования УУД Мастерские самопознания для развития личности Проектная деятельность обучающихся Основы проектной деятельности обучающихся: информационная компетентность Основы проектной деятельности обучающихся: коммуникативная компетентность Мастерские творческого письма для развития речи Исследовательские методы в обучении Мастерские построения знаний 9
Инновационные педагогические технологии Технология развития критического мышления Современные образовательные технологии для развития критического мышления и исследовательских способностей обучающихся Современные образовательные системы и технологии Компетентностный подход в образовании Кейс-метод (технология ситуационного анализа) Обучение в сотрудничестве Игровые технологии в обучении 10
«НОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» Знакомство с основными тенденциями развития современного образования Возможность заочно освоить современные образовательные технологии личностно-развивающей направленности Пополнение арсенала педагогических средств новыми методами и приемами эффективного обучения, воспитания и развития обучающихся Обмен педагогическим опытом с коллегами-единомышленниками Публикация методических разработок педсоветов, уроков, классных часов и родительских собраний 11
Подготовка учителей начальных классов к введению ФГОС Организация и содержание образовательного процесса в начальной школе в условиях реализации ФГОС Возрастные психологические особенности развития универсальных учебных действий Реализация системно-деятельностного подхода в начальной школе Философия развивающего образования и ФГОС НОО. Достижение планируемых результатов начального общего образования средствами ОС «Школа 2100» УМК «Школа России» в контексте основных положений ФГОС 12
Подготовка учителей начальных классов к введению ФГОС: семинары Модели оценочной деятельности: внутренняя оценка. Оценивание метапредметных и предметных результатов Технология проблемного диалога - средство формирования УУД Организация проектной деятельности младших школьников Особенности организации оценочной деятельности в условиях реализации ФГОС Готовность проекта «Начальная школа 21 века» к реализации требований ФГОС Готовность УМК «Перспективная начальная школа» к реализации ФГОС Организация исследовательской деятельности младших школьников Современный урок в контексте требований ФГОС Разработка рабочих программ с учетом требований ФГОС 13
Подготовка руководителей общеобразовательных учреждений к введению ФГОС Основная образовательная программа – методологическая и нормативная основа проектирования образовательной деятельности в школе Экономическое и правовое обеспечение деятельности образовательного учреждения в условиях введения ФГОС Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения: актуальные проблемы Организация введения ФГОС второго поколения в образовательном учреждении Концептуальные и нормативные основы профессионально- педагогической деятельности в условиях введения ФГОС Проектирование образовательной деятельности школы с учетом основных направлений ФГОС 14
Подготовка руководителей общеобразовательных учреждений к введению ФГОС: семинары Введение ФГОС в учреждениях общего образования Изменения в деятельности образовательного учреждения в условиях перехода к новым образовательным стандартам Методическое сопровождение и реализация основных направлений развития образования в соответствии с НОИ «Наша новая школа» Формирование основной образовательной программы в соответствии ФГОС Основная образовательная программа – методологическая и нормативная основа проектирования образовательной деятельности в школе Основная образовательная программа – методологическая основа создания рабочей программы педагога Проблемы проектирования ООП школы на основе требований ФГОС 15
Корпоративное обучение в ИПК и ПРО УР 2012 год Соколовская специальная (коррекционная) школа-интернат Сигаевская школа Сарапульского района Профессиональное училище 29 г. Сарапула Сарапульский техникум машиностроения и информационных технологий 16
Научно-методическое сопровождение введения и реализации ФГОС НПО/СПО Реализация мероприятий «Плана-графика введения ФГОС в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования УР» осуществляется по направлениям: организационно-правовая деятельность по введению ФГОС; подготовка педагогических и управленческих кадров по введению ФГОС; методическое обеспечение введения ФГОС; информационное обеспечение введения ФГОС. 17
Подготовка руководителей и педагогов учреждений НПО/СПО к введению ФГОС Модульная и разноуровневая образовательные технологии как основа перехода на ФГОС НПО/СПО Модульно-компетентностный подход как основа перехода на ФГОС НПО/СПО Формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся в системе профессионального образования Проектирование основных профессиональных образовательных программ и их сопровождение в условиях перехода на ФГОС НПО/СПО Требования к разработке контрольно-измерительных материалов в условиях введения ФГОС НПО/СПО 18
Республиканские методические объединения Сарапульский техникум машиностроения и информационных технологий: РМО заместителей директоров по научно-методической работе и методистов РМО преподавателей спецдисциплин специальности «Технология машиностроения» Сарапульский педагогический колледж: РМО заведующих очными и заочными отделениями Сарапульский техникум пищевой промышленности: РМО преподавателей ОБЖ и БЖД Сарапульский политехнический колледж: РМО преподавателей экологии и естественнонаучных дисциплин 19
Мероприятия Республиканской целевой программы «Развитие начального и среднего профессионального образования в Удмуртской Республике на годы » - «Рабочая смена» выпуск журнала «Профессиональное образование Удмуртской Республики»; организация и проведение обучающих семинаров, круглых столов по вопросам введения и реализации ФГОС НПО/СПО; проведение республиканских научно-практических конференций по вопросам развития системы НПО/СПО; обучение и повышение квалификации педагогических работников учреждений НПО/СПО по современным информационным, образовательным технологиям. 20
Мероприятия «Республиканской комплексной программы развития профессионального образования в Удмуртской Республике на годы» разработка на основе учета требований работодателей к качеству профессионального образования предложений для формирования и периодического обновления вариативной составляющей ФГОС НПО/СПО; организация и проведение обучающих семинаров, круглых столов по вопросам сетевого взаимодействия ресурсных центров с образовательными учреждениями; создание Республиканского банка программ и программных модулей повышения квалификации работников образовательных учреждений на сайте ИПК и ПРО УР; организация повышения квалификации работников сферы профессионального образования с использованием механизмов модульно-накопительной системы по индивидуальным образовательным траекториям, в т.ч. повышение квалификации для реализации ФГОС НПО/СПО, по применению в образовательном процессе электронных образовательных ресурсов нового поколения. 21
«ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» информационное и методическое сопровождение образовательного процесса учреждений профессионального образования; отражение результатов инновационной, научно- исследовательской и экспериментальной деятельности педагогов системы профессионального образования; популяризация передового педагогического опыта; пропаганда основных достижений педагогической науки; освещение наиболее значимых мероприятий для системы профессионального образования республики.
Подготовка руководителей и педагогических работников дошкольных образовательных учреждений к введению ФГТ Управление дошкольным образовательным учреждением в условиях реализации ФГТ Организация методической работы в ДОУ в условиях модернизации дошкольного образования Особенности организации образовательного процесса в условиях реализации ФГТ Интегрированный подход к организации образовательного процесса в ДОУ Развитие коммуникативных навыков родной удмуртской речи детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГТ Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей: «Музыка», «Художественное творчество», «Коммуникация» 23
Психологические основы овладения обучающимися универсальными учебными действиями Развитие творческих способностей обучающихся. Технология проблемно-диалогического обучения Личностное самоопределение подростка Психологические основы проектирования программы внеурочной деятельности в контексте формирования УУД Кафедра психологии и специального образования 24
Интеграция воспитательной и внеурочной деятельности в целях духовно-нравственного воспитания школьников Интеграция воспитательной и внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС в основной школе Духовно-нравственное воспитание и развитие личности школьников в образовательном процессе Программно-методическое обеспечение внеурочной деятельности и духовно- нравственного воспитания в ОУ Кафедра воспитания и дополнительного образования 25
Стандарт ОБЖ в контексте ФГОС Профессиональная компетентность учителя технологии в условиях реализации ФГОС Технология формирования и совершенствования коммуникативной компетенции обучающихся на уроках английского языка в соответствии с ФГОС Проектно-исследовательская деятельность по физике в условиях введения ФГОС Преподавание географии в условиях профильного обучения и введения ФГОС Подготовка к преподаванию предметных дисциплин на общей ступени образования 26
Поэтапное формирование ИКТ-компетентности педагогов 1.формирование базовой ИКТ-компетентности, т.е. оптимального инварианта знаний и умений, связанных с использованием ИКТ в учебном процессе на уровне пользователя; 2.формирование предметно-углубленной ИКТ-компетентности, соответствующей осознанному, методически грамотному использованию ИКТ в преподавании своего предмета: «Интернет – профессиональный инструмент педагога», «Создание дистанционного курса в системе СДО Moodle», «Проектная деятельность в информационно-образовательной среде XXI века», «Создание сайта учителя»; 3.формирование корпоративной ИКТ-компетентности: «Организация совместной работы коллектива ОУ средствами сетевых сервисов Google» 27
Проектная деятельность в условиях информационно-образовательной среды XXI века (с использованием программы Intel «Обучение для будущего») ИПК и ПРО УР - 8 педагогов-тьюторов Прошли обучение в 2012 году: Школа-сад с. Мостовое - 2 чел. Сарапульский техникум пищевой промышленности - 3 чел. Сарапульский техникум машиностроения и информационных технологий - 1чел. Сарапульский педагогический колледж - 1 чел. 28
Методические рекомендации, программы Примерная образовательная программа учебного предмета «Краеведение» (2-4 класс) для образовательных учреждений УР Примерная программа воспитания учащихся начальной школы в условиях внеурочной деятельности Методические рекомендации к программе внеурочной деятельности в начальной школе Методические рекомендации по учету региональных, национальных и этнокультурных особенностей в программах по предметам начального общего образования (на основе ФГОС) 29
Нормативные документы по вариативной составляющей ОПОП НПО/СПО Концепция вариативной составляющей основных профессиональных образовательных программ начального и среднего профессионального образования в Удмуртской Республике Примерные региональные учебные программы, определяющие дополнительное регионально-значимое содержание профессионального образования («Введение в профессию: общие компетенции профессионала», «Основы предпринимательства», «Эффективное поведение на рынке труда») 30
«Педагогический родник» Серия «ФГОС» 31
Основы религиозных культур и светской этики Семинары, модули, совещания, информационная поддержка, создание методических материалов, социологические опросы, работа метод. объединения, рецензирование, консультирование, сопровождение конкурсов, взаимодействие с общественными и религиозными организациями 32
Основы религиозных культур и светской этики Тренеры-преподаватели ОРКСЭ: г. Сарапул - 1чел. Сарапульский район - 1 чел. Подготовлено учителей ОРКСЭ: г. Сарапул - 28 чел. Сарапульский район - 14чел. В Республиканском семинаре-совещании «Использование педагогических технологий в преподавании курса ОРКСЭ» приняли участие более 40 педагогов республики. 33
Совершенствование профессионализма педагогов 34
Обобщение и распространение инновационного опыта (мастер-классы) Сарапульский техникум пищевой промышленности - « Проектная деятельность в условиях информационно- образовательной среды XXI века (с использованием программы Intel «Обучение для будущего»)» Сарапульский техникум машиностроения и информационных технологий - «Учебно-методическое обеспечение итогового контроля учебных достижений обучающихся при реализации среднего (полного) общего образования в учреждениях НПО и СПО (из опыта работы)» Сарапульский педагогический колледж - « Разработка электронного учебного пособия по дисциплине (из опыта работы)» 35
Научно-практические конференции по проблемам введения ФГОС Стандарты II поколения в преподавании естественнонаучных дисциплин Создание и перспективы развития системы начального и профессионального образования в Удмуртской Республике в условиях введения ФГОС Дополнительное образование детей в условиях введения ФГОС Традиции и инновации в образовании (ключевая тема: «ФГОС как инструмент формирования единого образовательного пространства УР») Универсальные технологии для формирования УУД Форум педагогических инноваций «Модели социального партнерства в условиях введения ФГОС» 36
Методическая копилка 37
Конкурс «Педагог года Удмуртии» 2010 год Сластникова М.В., учитель Лицея 18 г.Сарапула (участник конкурса в номинации «Учитель-мастер») Русских О.В., воспитатель школы-сад с.Северный Сарапульского района (участник в номинации «Воспитатель») Оленева Ю.Б., преподаватель Сарапульского педагогического колледжа (победитель в номинации «Педагог СПО») 2012 год Носкова Т.В., воспитатель школы-сад с. Северный Сарапульского района (участник в номинации «Воспитатель») Кубонина Т.В., преподаватель Сарапульского педагогического колледжа (победитель в номинации «Педагог СПО») 38
Конкурс программ элективных курсов 2012 год Призер конкурса : Программа курса «Путь к себе» (авторы: Бугреева Л.С. и Оленева Ю.Б., Сарапульский педагогический колледж) Участник конкурса : Программа «Зарубежная литература» (автор: Каракулова Ю.С., Лингвистический лицей г. Сарапула) 39
Экспериментально-исследовательская деятельность Экспериментальные площадки ИПК и ПРО УР: Лагуновская средняя общеобразовательная школа Сарапульского района Средняя общеобразовательная школа 2 (полного дня художественно-эстетической направленности) г. Сарапула Средняя общеобразовательная школа 1 г. Сарапула Средняя общеобразовательная школа 2 г. Сарапула Средняя общеобразовательная школа 7 г. Сарапула Сарапульский техникум машиностроения и информационных технологий Профессиональное училище 29 40
Направления профессиональной переподготовки Логопедия Олигофренопедагогика Психология Иностранный язык Информатика Естественнонаучное образование Педагог дополнительного образования 41
Приказ МОиН РФ от 24 марта 2010 г. N 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» Разработаны документы: - Единые требования к процедуре аттестации - Проект Административного Регламента аттестации педагогических кадров - Модели конспектов урока (в разных технологиях); проект самоанализа урока 42
Система поддержки профессионального роста педагогов ИПК и ПРО УР -Методология -Теория -Технологии -Стажировки -Распространение опыта ИПК и ПРО УР -Методология -Теория -Технологии -Стажировки -Распространение опыта ММЦ, ИМЦ -Методическое сопровождение инновационных технологий - Координация индивидуальных маршрутов профессионального роста ММЦ, ИМЦ -Методическое сопровождение инновационных технологий - Координация индивидуальных маршрутов профессионального роста Муниципальные органы управления образованием -Финансовая поддержка инновационных процессов - Стимулирование ОУ, ведущих инновационную деятельность Муниципальные органы управления образованием -Финансовая поддержка инновационных процессов - Стимулирование ОУ, ведущих инновационную деятельность Образовательные учреждения -Методическая поддержка педагогов - Стимулирование педагогов, ведущих инновационную деятельность Образовательные учреждения -Методическая поддержка педагогов - Стимулирование педагогов, ведущих инновационную деятельность МОиН УР -Нормативно-правовое обеспечение процессов -Стратегия -Координация -Стимулирование лучших педагогов и ОУ МОиН УР -Нормативно-правовое обеспечение процессов -Стратегия -Координация -Стимулирование лучших педагогов и ОУ 43
Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Удмуртской Республики – Ваш надежный партнер г. Ижевск, ул. Ухтомского, 25 тел