А.В.Растянников, зав. лаб. социально-психологических проблем и охраны психического здоровья ребёнка ОУМЦ СВАО, канд.психол.наук
Психолого-педагогическая основа концепции ФГОС Партнёрские отношения: общество – школа – семья – личность. Типы образовательных результатов: личностные, метапредметные, предметные. Типы универсальных учебных действий: личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные.
Основной приоритет в деятельности школьного психолога в условиях ФГОС Создание психолого-педагогических условий для успешной реализации основной образовательной программы
Каковы психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы (ООП)? 1. Преемственность организации образовательного процесса по отношению к начальному образованию 2. Учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся 3. Развитие психолого-педагогической компетентности педагогов, руководителей, родителей
Психолого-педагогические условия реализации ООП 4. вариативность направлений психолого- педагогического сопровождения: сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся дифференциация и индивидуализация обучения мониторинг возможностей и способностей обучающихся формирование коммуникативных навыков поддержка детских объединений, системы школьного со-управления
5. разнообразие уровней психолого- педагогического сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень класса, учреждения) 6. вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса Психолого-педагогические условия реализации ООП
Деятельность психолога по обеспечению условий реализации ООП включает психолого-педагогическое сопровождение разработки и реализации основной образовательной программы начального общего образования для достижения планируемых результатов всеми обучающимися, в том числе детьми с ОВЗ; выявление и развитие способностей обучающихся; работа с одаренными и высокомотивированными детьми; участие в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;
Деятельность психолога по обеспечению условий реализации ООП включает использование в процессе психологического сопровождения современных технологий деятельностного типа; психолого-педагогическое сопровождение организации самостоятельной работы обучающихся; участие в формировании и реализации индивидуаль- ных образовательных маршрутов обучающихся; психолого-педагогическое сопровождение обновления содержания основной образовательной программы начального общего образования, а также методик и технологий ее реализации.
Блоки психолого-педагогического сопровождения 1. Диагностико-прогностический 2. Психологическое проектирование 3. Экспертно-аналитический 4. Коррекционный
Для успешной реализации ООП психологу целесообразно принимать участие в планировании и реализации её составляющих: формирования и развития УУД у обучающихся отдельных учебных предметов (в части планирования личностных и метапредметных результатов) духовно-нравственного развития (в части развития психологической культуры личности) формирования культуры здорового и безопасного образа жизни (в аспекте профилактики) воспитания и социализации обучающихся коррекционной работы
в совместном с педагогом проектировании форм и методов развития личностных качеств и метапредметных способностей учащихся в разработке и внедрении системы оценки достижения планируемых результатов Для успешной реализации ООП психологу целесообразно принимать участие
Проект, реализуемый в ЦАО Единый окружной психолого-педагогический центр Подразделение психолого- медико-социального сопровождения детей с трудностями обучения, развития, социализации Подразделение психолого-педагогического обеспечения образовательных учреждений Окружная психолого-медико- педагогическая комиссия Информационно- аналитическая система СОШДет. садыСКОУСемьи
программы внеурочной деятельности (формирование универсальных учебных действий) программы формирования здорового образа жизни и ценностного отношения к жизни программы профилактики аддиктивного поведения, ксенофобии и экстремизма, социальной дезадаптации и эмоционального неблагополучия (в том числе, суицидального поведения) мониторинговые исследования (метапредметных и личностных результатов образования, одаренности, этноконфликтной напряженности, школьной неуспешности, групп риска аддиктивного поведения) оказание экстренной психологической помощи и разрешение конфликтных ситуаций в образовательной среде программы подготовки к экзаменам (ГИА, ЕГЭ) мероприятия по формированию психологической безопасности образовательной среды Подразделение психолого-педагогического обеспечения образовательных учреждений
Спасибо за внимание!