Развитие слухоречевого восприятия младших школьников, как средство формирования коммуникативных УУД Презентация из опыта работы педагога-психолога Замогилиной И.Н. МОУ Второвская ООШ
Проблема Сущность - – на фоне нормального интеллекта у группы детей выявляется несформированность одного из компонентов УД, а именно, слухоречевого восприятия Условия проявления: определение школьной готовности заказ учителя, родителя Данные методик- - Графический диктант Эльконина - «10 слов» А. Лурия - Методика Керна-Йиерасика
Цель: развитие слухоречевого восприятия младших школьников как средство формирования учебных действий Задачи: Рассмотреть понятие «слухоречевое восприятие» и определить пути его развития Проанализировать психологическую литературу по данной проблеме Разработать программу развития слухоречевого восприятия Выявить комплекс условий, способствующих функционированию программы Определить критерии эффективности программы и диагностический инструментарий
Понятийный аппарат темы Восприятие – высший психический процесс целостного отражения объектов или предметов при их контакте с органами чувств. Если осязательное и зрительное восприятие отражают мир предметов, расположенных в пространстве, то слуховое восприятие имеет дело с последовательностью раздражений, протекающих во времени.
Слухоречевое восприятие Фонематическая (или система звуковых кодов языка); · Ритмико- мелодическая (или система музыкальных кодов).
Гипотеза Тренировка ритмико-мелодической и фонематической систем является условием формирования слухоречевого восприятия младших школьников в процессе реализации их возможностей.
Возможности учащихся: Умение внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого Умение запоминать и удерживать информацию Воспринимать и воспроизводить простейшие ритмические структуры Воспринимать и воспроизводить акцентированные музыкальные звуки
Диагностический инструментарий 1. Графический диктант Д.Б.Эльконина ( методика направлена на выявление УД внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого) слов А. Лурия анализируемые показатели: объем слухоречевого запоминания; скорость запоминания данного объема слов; объем отсроченного воспроизведения; особенности мнестической деятельности (наличие замен букв или слов и т.п.); особенности слухового, в том числе фонематического восприятия. 3. «Шифровка» ( А. Векслер)
Методика «Графический диктант»
Программа развития слухоречевого восприятия младших школьников « Услышь себя» Возраст детей 5-10 лет Количество занятий – Время занятия – мин Диагностика проводится 2 раза – вводная и итоговая Набор упражнений для развития фонематического слуха, развития артикуляции, дыхательной гимнастики, ритмодекламаций Набор шумовых инструментов Набор картинок Фонотека Условия реализации
Алгоритм построения занятия 1. Мимическая и артикуляционная разминка. 2. Дыхательная гимнастика по методу Стрельниковых 3. Ритмодекламация ( чистоговорки, скороговорки) 4. Работа с ритмом 5. Регистровое пение или регистровое чтение стихов 6. Распевки по методу Струве 7. Игры для развития фонематического слуха 8. Рисование под музыку
Результативность работы по программе (индивидуальная работа) Данные диагностики «10 слов» - 100% Графический диктант: - 85% достигают 5 уровня (14-16 баллов) - 90% достигают 4 уровня (11-13 баллов) - 100% достигают3 уровня (5-10 баллов)
Никита – 6.5 лет ( 10 слов, графический диктант)
Результативность работы по программе ( групповая работа) Заказ учителя 2 класса – слабая концентрация внимания в группе Результаты корректурной пробы ( А.Векслер) Начало занятий: Среднее время переключаемости – 52 сек (низкий ур.) Итог – 38 сек ( средний уровень)
Рекомендации учителю « Слушай себя! »
Дети особенно чутки к речевым данным педагога. Неправильное произношение каких-либо звуков вызывает у них смех, монотонная речь вызывает скуку.
Дыхание. Когда учителю приходится говорить длительное время, нетренированное дыхание дает о себе знать: может участиться пульс, покраснеть лицо, появиться одышка; Голос. Прежде всего это сила звука. Сила зависит от активности работы органов речевого аппарата; Дикция- ясность и четкость в произношении слов, слогов, звуков; Ритмика. Скорость в целом и длительность звучания отдельных слов
Владеть «чтением по лицу» (социальной перцепцией); Понимать личность ученика, его психическое состояние; «Подавать себя» в общении с учащимися; Оптимально строить свою речь в психологическом плане, т.е. умения речевого общения, речевого и неречевого контакта с учащимися.
Удачи!