Практическая деятельность педагога-психолога по формированию психологического здоровья обучающихся в условиях СКОШ VIII вида Педагог-психолог Еремеева Л.И.
«Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья» - Артур Шопенгауэр.
это способность индивидуума свободно, без ограничений реализовывать свои психологические потребности, адаптироваться к новым условиям. Психологическое здоровье
ЦЕЛЬ: психолого-педагогическое сопровождение ребенка в процессе обучения Основные задачи процесса сопровождения 1 Систематическое отслеживание психолого- педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе школьного обучения 2. Создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения. 3. Создание специальных социально- психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в развитии и обучении.
Направления деятельности психолога Психологическая диагностика Психологическое консультирование и просвещение Коррекционная и развивающая работа Социально-диспетчерская, аналитическая деятельность.
Последовательность этапов сопровождения ребёнка ДД – дифференциальная диагностика УО – углублённое обследование А – анализ полученных данных КРР – коррекционно-развивающая работа ДДР – диагностика динамического развития ДД У.О. АКРРДРРАКРРДДРА
Комплексное психолого-педагогическое обследование обучающихся Изучение документации. Беседа с ребёнком. Прохождение серии тестов. Определение запаса школьных ЗУН. Диагностические контрольные работы
Программа комплексного психолого-педагогического обследование обучающихся : позволяет проводить массовое обследование поступающих детей в СКОШ; помогает комплектовать классы обеспечивает сопровождение ребёнка с первых дней пребывания в школе; даёт возможность оценить уровень развития, причины трудностей; позволяет получить информацию о степени усвоения программы, нарушениях поведения; выявляет необходимость индивидуальной коррекционной работы и углублённой диагностики.
Групповая коррекционная и развивающая работа Формирование эмоционально-волевой регуляции у учащихся (1-2 классы); Коррекционно-развивающая программа по обучению учащихся навыкам саморегуляции (4 класс); Программа адаптации пятиклассников к среднему звену; Активизация процесса формирования психологической готовности учащихся к профессиональному самоопределению;
Направления индивидуальной коррекции 1. Коррекция недостатков когнитивной деятельности; 2. Коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы; 3. Коррекция поведения. 4. Коррекция произвольной регуляции деятельности и поведения.
НАПРАВЛЕНИЯКОРРЕКЦИИНАПРАВЛЕНИЯКОРРЕКЦИИ Развитие сенсорных процессов Повышение функционального уровня систем организма, энергетического потенциала Развитие психомоторики Дыхательные упражнения; Стимулирующие упражнения, повышающие энергетический потенциал; Оптимизация тонуса и обучение релаксации; Работа с локальными мышечными движениями; Повышение устойчивости; Работа с телесными, патологическими ригидными установками. Развитие чувства ритма; Формирование пространственных упражнений; Упражнения по динамической организации двигательного акта; Упражнения на развитие ловкости; Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков; Тактильно-двигательное восприятие; Кинестетическое и кинетическое развитие. Упражнения на развитие перцептивных и мнестических возможностей; Формирование восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов; Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти; Восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств; Развитие слуховой памяти и слухового восприятия; Восприятие пространства, времени.
Неделя психологии
Используемые методы Игротерапия Анализ ситуации Специальные методы, направленные на устранение имеющегося дефекта Использование упражнений энергизаторов Ролевая игра Арт.-терапия Работа в парах, тройках, микрогруппах Поведенческий тренинг Групповые дискуссии Аутогенные тренировки Релаксационные технологии
Психологическое консультирование и просвещение Консультации по итогам диагностического обследования; Консультации по запросам; Программа занятий по формированию психологического здоровья педагогов; Изготовление памяток по сохранению психологического здоровья школьников.
Деятельность психолога в рамках сопровождения предполагает: 1) анализ школьной среды 2) определение образовательных маршрутов для эффективного обучения и развития школьников 3) разработку и внедрение определенных мероприятий, форм и методов работы 4) создание системы работы, дающей максимальный результат
Запрос на обследование ребенка на консилиум. Обследование специалистами Создание индивидуальных программ психолого-педагогического сопровождения Согласование деятельности различных специалистов по коррекционно-развивающей работе Проведение оценки эффективности коррекционно-развивающей работы (динамическое и типовое) наблюдение с выходом на консилиум Определение образовательного маршрута и необходимой коррекционной помощи (коллегиальное проведение консилиума) Направление ребенка на В-Устюгскую ТПМПК комиссию (в ситуации невозможности) Реализация рекомендаций консилиума Индивидуальная коррекционная работа Групповая коррекционная работа
Основные циклы сопровождающей работы в течение года
I четвертьII четвертьIII четвертьIV четверть сентябрьоктябрьноябрьдекабрь январь + февраль март апрельмай КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА Индивидуальная Групповая РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ Дефектологический всеобуч Семинары, тренинги КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ Родителей Педагогов 1 класс ДИАГНОСТИ -ЧЕСКИЙ минимум 1 класс Углублённая диагностика РЕАЛИЗАЦИЯ РЕШЕНИЙ КОНСИЛИУМА ШПМПК Карта сопровождения
Эффективность работы За последние три года в школе практическое психологическое сопровождение динамически развивается и имеет положительные результаты в развитии, обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья.