Московский городской педагогический университет Учебный проект «Сказка – ложь, да в ней намек…» Авторы: Елисеева Виктория Лупандина Анна Москва 2007
Аннотация проекта Участники Предметная область Проект предполагает интеграцию знаний учащихся в области литературного чтения и мира вокруг нас. В результате исследовательской деятельности учащимся предстоит выяснить соответствуют ли образы животных в сказках их реальным прототипам. Длительность проекта 3 недели. Принимали участие учащиеся 4 класса ГОУ СОШ 906 Литературное чтение и мир вокруг нас
Методические задачи Установить соответствуют ли образы животных в сказках разных народов мира их реальным прототипам Дидактические задачи Формирование читательской компетенции Формирование умения соотносить образ с прототипом
Учебные темы программы Основополагающий вопрос: «Сказка: правда или вымысел?» Вопросы Проблемные вопросы: Классификация сказок. Русские народные сказки о животных. Сказки разных народов. Животные зоны лесов. Соответствует ли образ лисы в сказках разных народов ее реальному прототипу? Соответствует ли образ волка в сказках разных народов его реальному прототипу?
Деятельность учащихся Самостоятельный поиск учащимися народных сказок о животных и их прочтение; Выявление наиболее популярных животных из сказок и составление диаграммы;диаграммы; Изучение зоологических особенностей этих животных; Групповая работа учащихся над исследованиями и создание презентаций и публикаций; обсуждение полученной информации в рамках общешкольной конференции ( дискуссии и показа презентаций )
Темы самостоятельных исследований учащихся Классификация сказок. Выявление наиболее популярных животных в сказках. Изучение народных сказок. Изучение зоологических особенностей животных. Сопоставление образов животных с их прототипами.
План проведения проекта ЭтапСодержание деятельностиНеобходимое время Введение в тему Сообщение темы, цели проекта, основополагающего вопроса, определение временных рамок проекта. Учащиеся работают индивидуально, читают сказки о животных и выявляют наиболее популярных героев-животных 1 занятие Организация групп 1 группа – работает с образом волка; 2 группа – работает с образом лисы 1 занятие Самостоятельна я деятельность Прочтение сказок с выбранным героем и изучение их зоологических особенностей, формулирование выводов 2 недели Оформление результатов Создание учащимися презентаций и публикаций, учителем веб-сайта 1 занятие Подведение итогов Круглый стол с дискуссией и показом презентаций, публикаций 1 занятие
Материалы учебно-методического пакета Описание учебного проекта и материалов УМП к нему («визитка»)визитка Примеры работ учащихся: презентация ученика «Сказка – правда, или ложь.. (о волке)», «Сказка – правда, или ложь.. (о лисе)»Сказка – правда, или ложь.. (о волке)Сказка – правда, или ложь.. (о лисе) публикация ученика «Буклет о лисе»Буклет о лисе публикация ученика «Буклет о волке»Буклет о волке Web-сайт проекта Критерии оценки работ учащихся (презентации, публикации)презентациипубликации Дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся (домино, кроссворд, викторина, загадки, лото)домино кроссвордвикториназагадкилото Методические материалы учителя : (презентация урока, веб-сайт)веб-сайт Организационные документы (инструкции, правила работы, грамоты) Список информационных материалов, необходимых для поддержки самостоятельных исследований учащихся в ходе проекта (ресурсы)ресурсы
Контактная информация Елисеева Виктория Евгеньевна ГОУ СОШ 467 ЦАО города Москвы