ОГБОУ «Шегарская школа – интернат VIII вида» Тема: «Активизация познавательной деятельности умственно отсталых школьников в процессе организации проектной деятельности» Мельникова Ирина Викторовна учитель начальных классов
Познавательная деятельность – это активное изучение человеком окружающей действительности, в процессе которого индивид приобретает знания, познает законы существования окружающего мира и учится не только взаимодействовать с ним, но и целенаправленно воздействовать на него.
I. Метод проекта – это одна из личностно- ориентированных технологий, в основе, которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.
1. Проведение подготовительной работы. 2. Учитывание возрастных и индивидуальных особенностей. 3. Заинтересованность. 4. Выбор проекта. 5. Создание групп. 6. Учитывание возможности учебных предметов.
Вторая опасность – не превратить проект в реферат. Третья опасность – переоценка результата проекта и недооценка его процесса.
II. Метод проектов – это поисковая деятельность, направленная на решение той или иной проблемы, ориентированная на конкретный ощутимый результат. Эта деятельность направлена на формирование у школьников, так называемых навыков XXI века: - ответственность - коммуникативные умения - креативность и любознательность - информационная грамотность - межличностное взаимодействие и сотрудничество - постановка и решение проблемы - социальная ответственность - позитивная Я - концепция (самореализация, проживание ситуации успеха)
- высокая утомляемость; - нарушение высших психических функций: памяти, внимания, мышления; - ограниченный круг общения.
Говоря о методе проектов как средстве формирования жизненно важных компетентностей, можно выделить 3 аспекта: 1.формирование компетенций в процессе групповой работы; 2.психологический аспект формирования компетенций (самореализованность, успешность как предпосылки коммуникативной компетенции); 3.формирование компетенций как следствие расширения кругозора.
Подготовительный этап: - выбор темы проекта - разработка проектного задания - планирование работы.
Практический этап: - сбор информации - разработка проекта -оформление результатов исследования.
Оценочный (рефлексивный) этап: - презентация проекта - анализ результатов.
Участвуя в проектной деятельности, учащиеся познакомились с новыми для себя видами работы: -узнали, что такое планирование и учились планировать свою работу; -познакомились с требованиями к конечному продукту; -узнали, какими бывают источники информации, учились работать с ними; -учились оценивать конечный результат; -анализировать свою работу, познавая суть проектного метода.