Модуль 2. Методика формирования готовности учащихся начальной школы к применению средств и ресурсов информационной образовательной среды в учебной деятельности Тема 2.3: Методические опоры информационной подготовки – средства и ресурсы ИОС. Конструирование цифровых зон обучения предметам начальной школы Самостоятельная работа 3 Введение компьютера и цифрового оборудования в контекст учебной деятельности ребенка. Сан ПиН. АРМ учащегося. Модели уроков с АРМ учащего и использование ИКТ-подготовки на уроках информатики в предметном обучении. Привести описание преимуществ и недостатков применения АРМ учащегося в учебной деятельности. Задания для итоговой работы Проведение урока учителем в своём классе. Презентация или текстовый документ (файл), описывающий преимущества и недостатки применения АРМ учащегося в учебной деятельности образовательного учреждения. Выполнила: Кашина Галина Георгиевна, учитель начальных классов МБОУ «Артинский лицей», номер потока 2, номер группы 2.
Обучение информатике в начальной школе может быть организовано централизовано или распределенно. Распределенная организация использования ИКТ в начальной школе опирается на информационный ресурс всей школы. В случае, когда ИКТ кабинет является цифровой зоной всей школы, возникает необходимость более гибкого расписания для участия начальной школы в использовании этой зоны. Модели организации обучения информатике в начальной школе
Более целесообразно в том числе с учетом обеспечения САНПиН для малышей иметь в распоряжении начальной школы ИКТ – кабинет, в том числе с возможностью оперативного разворачивания в нем творческих и естественно- научных лабораторий для индивидуального и группового использования учащимися начальной школы в рамках предметных информационных практикумов. Модели организации обучения информатике в начальной школе
Реализуется на основе сформированной цифровой зоны начального обучения – информационной среды начальной школы. Эта среда должна включать в себя: - медиалекторий, -АРМ учителя начальной школы, -АРМы учеников в кабинетах начального обучения. Централизованная модель
В зависимости от уровня технического оснащения школы информационная среда начальной школы может полностью охватывать все кабинеты начального обучения, а может входить в образовательную среду начальной школы фрагментами. Например, передвижной (мобильный) медиалекторий коллективного пользования может быть один на всю начальную школу и разворачиваться в классе на некоторый период его использования, являясь одновременно переносным АРМ (автоматизированным рабочим местом) учителя. Однако такое фрагментарное решение должно быть лишь стартовым, и предусматривать развитие и наполнение информационной среды начальной школы для всех классов. Централизованная модель
1.Информационный центр коллективного пользования – ИКТ кабинет для начальной школы с мультимедиа компьютерами, с включением в школьную компьютерную сеть с выходом в Интернет. 2.Медиапроектор, интерактивная доска, документ камера – важные составляющие АРМ учителя в информационной среде начальной школы и обеспечивают повышение эффективности общеучебной деятельности детей на основе активизации ее информационной составляющей. 3. Творческая и естественно-научная лаборатория (дополнительное оборудование к ИКТ кабинету, подключаемое к компьютерам учащихся и комплектующееся избирательно под АРМ ученика). Разворачивание ИОС в начальной школе
1. Обучение имеет активно-деятельностный характер, учащийся в ходе обучения выполняет осмысленные и важные для него задания, при этом, он: - Осознает роль учителя начальной школы в современном учебном процессе; - Осваивает новые модели учебной деятельности в масштабе урока и в масштабе всего школьного обучения; - Проектирует свою учебную деятельность; - Приобретает конкретные технические навыки в использовании ИКТ, представления о широком спектре технических решений (оборудования и информационных ресурсов), о возникающих в ходе использования ИКТ в учебном процессе. 2. Повышается мотивация детей к обучению и самостоятельная учебная активность, благодаря увеличению разнообразия материала и усилению его интерактивности и наглядности. 3. Повышается темп урока благодаря интерактивной мультимедийной составляющей обучения. Преимущества использования АРМ ученика в учебной деятельности
4. Возможность организации индивидуальных траекторий обучения учащихся. 5. Реализация индивидуализации обучения: индивидуальная работа на компьютере позволяет настроить оптимальный для каждого ученика темп работы; определить и отобрать наиболее приемлемые для ученика способы представления информации (аудиально, визуально, кинестетически), 6. Возможность включения в учебную работу исследовательской составляющей на основе метода проб и ошибок: ученик не боится делать ошибки, так как на компьютере он имеет возможность вернуться назад, отменить ошибочный шаг и выполнить его заново правильно, достигнув тем самым педагогической цели – достичь в учебной ситуации правильного решения; 7. Реализация объективности в оценивании учебных достижений на уроке средствами компьютерных диагностических заданий, что снимает у детей психологическое напряжение, помогает сформировать у ребенка чувство критической самооценки выполненной работы; 8. Обеспечение возможности самостоятельной работы учащихся при выполнении домашних заданий и подготовке к урокам. Преимущества использования АРМ ученика в учебной деятельности
Нет проводов, поэтому не за что случайно зацепиться и получить травму или испортить оборудование особенно важный момент для младших школьников. Повышение интереса к преподаваемым предметам. Возможность творческого подхода к решаемым задачам. Преимущества для учеников
ICLab просто развернуть и легко использовать. Беспроводная сеть позволит учителю со своего ноутбука легко управлять информацией, передаваемой на мобильные ПК учеников. Разнообразие форм подачи учебного материала. Проектор, интерактивная доска, графические планшеты и другое дополнительное оборудование помогут сделать урок более наглядным, интересным и современным. Преимущества для учителя
Это дорогостоящее оборудование, поэтому приобрести его для всей начальной школы очень проблематично. Использование одного комплекта всей начальной школой может привести к быстрому выходу его из строя. Влияет на здоровье детей, поэтому требует строгого соблюдения санитарных правил и норм при работе. Недостатки использования АРМ ученика в учебной деятельности
Для занятий детей допустимо использовать лишь такую компьютерную технику, которая имеет санитарно-эпидемиологическое заключение о ее безопасности для здоровья детей. Санитарно-эпидемиологическое заключение должна иметь не только вновь приобретенная техника, но и та, которая находится в эксплуатации. Помещение, где эксплуатируются компьютеры, должно иметь искусственное и естественное освещение. Для размещения компьютерных классов следует выбирать такие помещения, которые ориентированы на север и северо-восток и оборудованы регулируемыми устройствами типа: жалюзи, занавесей, внешних козырьков и др. Размещать компьютерные классы в цокольных и подвальных помещениях недопустимо. Для отделки интерьера помещений с компьютерами рекомендуется применять полимерные материалы, на которые имеются гигиенические заключения, подтверждающие их безопасность для здоровья детей. Поверхность пола должна быть удобной для очистки и влажной уборки, обладать антистатическим покрытием. Площадь на одно рабочее место с компьютером должна быть не менее 6 кв.м. Очень важно гигиенически грамотно разместить рабочие места в компьютерном классе. Компьютер лучше расположить так, чтобы свет на экран падал слева. Несмотря на то, что экран светится, занятия должны проходить не в темном, а в хорошо освещенном помещении. Требования к использованию персональных компьютеров (ПК) в начальной школе
Каждое рабочее место в компьютерном классе создает своеобразное электромагнитное поле с радиусом 1,5м и более. Причем излучение идет не только от экрана, но и от задней и боковых стенок монитора. Оптимальное расположение оборудования должно исключать влияние излучения от компьютера на учащихся, работающих за другими компьютерами. Для этого расстановка рабочих столов должна обеспечить расстояние между боковыми поверхностями монитора не менее 1,2 м. При использовании одного кабинета информатики для учащихся разного возраста наиболее трудно решается проблема подбора мебели в соответствии с ростом младших школьников. В этом случае рабочие места целесообразно оснащать подставками для ног. Размер учебной мебели (стол и стул) должен соответствовать росту ребенка. Убедиться в этом можно следующим образом: ноги и спина (а еще лучше и предплечья) имеют опору, а линия взора приходится, примерно, на центр монитора или немного выше. Освещенность поверхности стола или клавиатуры должна быть не менее 300 лк, а экрана не более 200 лк. Для уменьшения зрительного напряжения важно следить за тем, чтобы изображение на экране компьютера было четким и контрастным. Необходимо также исключить возможность засветки экрана, поскольку это снижает контрастность и яркость изображения. При работе с текстовой информацией предпочтение следует отдавать позитивному контрасту: темные знаки на светлом фоне. Требования к использованию персональных компьютеров (ПК) в начальной школе
Расстояние от глаз до экрана компьютера должно быть не менее 50 см. Одновременно за компьютером должен заниматься один ребенок, так как для сидящего сбоку условия рассматривания изображения на экране резко ухудшаются. Оптимальные параметры микроклимата в дисплейных классах следующие: температура – 19-21° С, относительная влажность – %. Перед началом и после каждого академического часа учебных занятий компьютерные классы должны быть проветрены, что обеспечит улучшение качественного состава воздуха. Влажную уборку в компьютерных классах следует проводить ежедневно. Приобщение детей к компьютеру следует начинать с обучения правилам безопасного пользования, которые должны соблюдаться не только в школе, но и дома. Для профилактики зрительного и общего утомления на уроках необходимо соблюдать следующие рекомендации. Оптимальная продолжительность непрерывных занятий с компьютером для учащихся II- IV классов должна быть не более 15 минут. С целью профилактики зрительного утомления детей после работы на персональных компьютерах рекомендуется проводить комплекс упражнений для глаз, которые выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движений глаз. Для большей привлекательности их можно проводить в игровой форме. Требования к использованию персональных компьютеров (ПК) в начальной школе
Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх – налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1- 6; затем налево вверх - направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз. Проведение гимнастики для глаз не исключает проведение физкультминутки. Регулярное проведение упражнений для глаз и физкультминуток эффективно снижает зрительное и статическое напряжение. Примерный комплекс упражнений для глаз:
Цветкова М.С. Информационная среда начальной школы как часть современной информационной культуры Использованные ресурсы