Исследовательская работа по теме: «Дефекты зрения» Авторы: учащиеся 8 класса. МОУ « Грибоедовская СОШ» Руководитель: Егорова Л.В.- учитель физики
Цель исследования Дефекты зрения и их физическое объяснение. Исследование качества зрения школьников, учителей школы Поиск путей решения проблемы улучшения качества зрения
Задачи исследования изучение имеющейся литературы по вопросу «Глаз и зрение. Дефекты зрения» (Глушкова Е.К. Берегите зрение.- М.: Медицина, 1987 г.) сбор информации о качестве зрения учащихся и учителей школы проведение оптических опытов для изучения физических характеристик глаза поиск информации о способах улучшения зрения
Строение глаза Глаз- орган зрения животных и человека. Человеческий глаз - сложная оптическая система Глаз человека состоит из глазного яблока, соединенного зрительным нервом с головным мозгом и вспомогательного аппарата (веки, слезные органы и мышцы, двигающее глазное яблоко).
Аккомодация глаза Аккомодация- способность глаза к изменению его оптической силы При переводе взгляда на другой предмет, нарушается резкость изображения на сетчатке. Сигнал об этом поступает в мозг. Хрусталик сжимается, увеличивается его оптическая сила, пока вновь не получится четкое изображение предмета на сетчатке.
Дефекты зрения Близорукость- глаз либо удлинён, либо имеет меньший радиус кривизны роговицы по сравнению с нормальным глазом. Поэтому пучок параллельных лучей преломляется излишне, сходясь в точке перед сетчаткой
Дефекты зрения Дальнозоркость – меньшая длина дальнозоркого глаза или больший радиус кривизны роговицы по сравнению с нормальным глазом. Пучок лучей сходится за сетчаткой.
Изменение с возрастом оптической силы глаза Уменьшение с возрастом оптической силы глаза объясняется постепенным снижением сокращательной способности циллиарной мышцы и уменьшением эластичности хрусталика. Возраст, лет Оптическая Сила, дптр
Наблюдение изменения диаметра зрачка и аккомодации При взгляде на темный предмет диаметр зрачка увеличивается, а на освещенный предмет диаметр зрачка уменьшается. Наблюдая одним глазом малое отверстие в черной бумаге, замечаем, что диаметр зрачка увеличивается. Закрыв глаз рукой, а через несколько секунд открыв, замечаем, что диаметр отверстия уменьшается.
Исследование качества зрения Всего в школе 12% учащихся с дефектами зрения. Учителей- 30%
Полезные рекомендации Не смотреть телевизор на малом расстоянии от экрана. Не сидеть длительное время за компьютером Не читать в плохо освещённых местах, лёжа, в транспорте. ПРОВОДИТЬ УПРАЖ н ЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ПРОФИЛАКТИКЕ МИОПИИ( ЗАБОЛЕВАНИЕ ОРГАНОВ ЗРЕНИЯ).
Упражнения: Исходное положение- сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо. Посмотреть на локоть правой руки. Повернуть голову в лево. Посмотреть на локоть левой руки. Повторить упражнение 5-6 раз. Исходное положение-сидя. Руки вытянуты вперед. Посмотреть на кончики пальцев. Поднять руки вверх. Вдох.Не поднимая головы, посмотреть вверх. Опустить руки, опустить взгляд. Выдох. Повторить 4-5 раз
Анализ результатов Изучено физическое объяснение дефектов зрения Выявлена зависимость оптической силы хрусталика от возраста Исследована зависимость диаметра зрачка от освещенности Проведен мониторинг качества зрения учеников и учителей школы Даны рекомендации по сохранению зрения