ЗВУКИ РУССКОГО ЯЗЫКА. Содержание Что такое звуки речи Звуки речи и речевой аппарат Три части периферического речевого аппарата Как образуются звуки речи?

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Профиль артикуляции звука.. Как произносятся звуки "С" и "З". Характеристика звука "С": согласный, глухой, твердый, щелевой. Парный мягкий -С', парный.
Advertisements

Правильная артикуляция сонорных звуков учителя – логопеды Иванова Н.Н. Товстик И.Н. г.Новокузнецк Методическое объединение воспитателей логопедических.
Часто нарушаемые звуки речи, их правильное и неправильное произношение. Разработал Учитель - логопед ГБДОУ 42 Степанова Ольга Александровна.
Центральный речевой аппарат Корковые центры Подкорковые узлы Проводящие пути Ядра соответствующих нервов.
ЛЕКЦИЯ 3. КЛАССИФИКАЦИЯ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ.
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ НОРМА и НАРУШЕНИЯ. Профиль органов артикуляции.
Дислалия Дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
Фонетика. Гласные звуки Урок русского языка в 5 классе.
Чем определяются акустические, артикуляционные и функциональные отличия гласных и согласных звуков речи?
Артикуляционная гимнастика Подготовила учитель-логопед Ягодина Е.А. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 26 «ХРУСТАЛИК» ПОСТАНОВКА ЗВУКА «Л» Морма Марина Витальевна учитель.
Звуки речи Вопросы: 1.Понятие о звуке речи. 2.Природа, признаки и функция звуков. 3.Три аспекта изучения звуков языка.
Артикуляцио́нный аппара́т. Звук [С] – твёрдый глухо́й согла́сный. Зу́бы сбли́жены. Гу́бы в «улы́бке». Ко́нчик языка́ упира́ется в ни́жние зу́бы, спи́нка.
Лекция двенадцатая. Звучащая речь, как сложное материальное явление, реализуется в единстве его важнейших аспектов: артикуляционного (анатомо- физиологического),
Презентация выполнена ученицей 5 «В» класса МОУ «Петуховская СОШ 1» Волосниковой Оксаной.
СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА Доц. Антропова М.Ю.. ПЛАН 1.ПРЕДМЕТ ФОНЕТИКИ. 2. ЗВУКИ В ПОТОКЕ РЕЧИ. 3. ОСНОВНЫЕ ФОНЕТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ. 4. ЛИНЕЙНЫЕ (СЕГМЕНТНЫЕ)
«Артикуляционная гимнастика. Её значимость в коррекционной деятельности учителя - логопеда.» Автор : учитель-логопед : Гончарова И.А.
Выполнила: Рудковская Кристина, 51группа.. Губы плотно сжаты, затем сильная струя воздуха размыкает, «взрывает» их. При произнесении звука П голосовые.
Классификация звуков речи Вопросы 1.Принципы классификации звуков речи. Артикуляционные и акустические различия гласных и согласных звуков. 2.Классификация.
Артикуляционная гимнастика Звук Ш Боташева Мадина Магометовна Учитель – логопед МКОУ «Прогимназия п.Правокубанский»
Транксрипт:

ЗВУКИ РУССКОГО ЯЗЫКА

Содержание Что такое звуки речи Звуки речи и речевой аппарат Три части периферического речевого аппарата Как образуются звуки речи? Гласные звуки Согласные звуки Характеристика гласных звуков

Таблица гласных звуков Смычные согласные Щелевые согласные Дрожащие согласные Свистящие звуки Шипящие звуки Соноры Губные согласные звуки

Переднеязычные согласные звуки Заднеязычные согласные звуки Шумные согласные Таблица «Губные согласные» Язычные согласные Таблица «Переднеязычные согласные» По способу образования согласные бывают: Дерево живой речи

Цель: совершенствовать знания, умения и навыки педагогов и учащихся при работе со звуками русского языка.

ЗАДАЧИ: 1)Обучающие: -уточнение знаний о звуках русского языка; -умение определять тот или иной звук в речи и на письме. 2)Развивающие: -практическое усвоение полученных знаний; -умение работать с картинным материалом. 3)Воспитательные: -воспитание познавательной активности; -воспитание мотивации к учебной деятельности.

Предварительная работа: -поиск литературы по данной теме; - подбор соответствующего материала. Оборудование: - профили артикуляции звуков русского языка; - презентация на данную тему; - памятки для учителей и родителей.

ЧТО ТАКОЕ ЗВУКИ РЕЧИ? В русском языке существуют, которые создают звуковой облик слов. Звуки вне речи не имеют значения, они приобретают его только в структуре слова и помогают отличать одно слово от другого.

Таким образом, Таким образом, так называемым так называемым Если бы этого не было то мы бы путали похожие по звучанию слова (ЛОМСОМТОМДОМ КОМ). ЧТО ТАКОЕ ЗВУКИ РЕЧИ?

Звуки- смыслоразличители Звуки- смыслоразличители называются. называются. ЧТО ТАКОЕ ЗВУКИ РЕЧИ?

Иногда путают понятие «звук» и «буква». Необходимо запомнить, что мы, а ЧТО ТАКОЕ ЗВУКИ РЕЧИ?

ЗВУКИ РЕЧИ И РЕЧЕВОЙ АППАРАТ Звуки речи являются результатом сложной работы (артикуляции) различных частей речевого аппарата.

Речевой аппарат голосообразующая и звукообразующая части

Речевой аппарат дыхательная часть

В образовании звуков речи принимают участие три главные части периферического речевого аппарата:

генераторная (голосообразующая). Гортань с голосовыми связками и мышцами. Их работа обеспечивает высоту и тембр голоса;

энергетическая (дыхательная). энергетическая (дыхательная). Легкие с системой дыхательных мышц и подводящие дыхательные пути (бронхи, трахея). Работа речевого аппарата обеспечивает силу звучания голоса;

резонаторная (звукообразующая) Полость рта и носа. Работа ротовой полости обеспечивает образование гласных и согласных звуков и их дифференциацию по способу и месту артикуляции. Носовая полость выполняет резонаторную функцию усиливает или ослабляет обертоны, придающие голосу звонкость.

Взаимосвязанная и координированная работа этих трех частей периферического речевого аппарата возможна только благодаря регулирующей деятельности центральной нервной системы.

Как образуются звуки речи? Звуки речи возникают в результате деятельности активных органов произношения, к которым относятся язык, губы, мягкое нёбо и нижняя челюсть. Язык и губы могут совершать различные движения и принимать различное положение. Мягкое нёбо может закрывать и открывать проход в нос, а нижняя челюсть подниматься и опускаться.

Воздух, выдыхаемый из легких во время речи, по трахее попадает в гортань. При образовании звуков, произносимых без участия голоса (глухих звуков), голосовые связки раскрыты и воздух свободно проходит через гортань. Сближаясь, голосовые связки преграждают путь выдыхаемому воздуху, который с силой прорывается между связками, заставляя их вибрировать, в результате чего возникает голос. Как образуются звуки речи?

Артикуляционный аппарат Верхняя губа Мягкое небо Небные дужки Задняя стенка гортани Боковые края языка Средняя часть спинки языка Центральная борозда Кончик языка Увулярный отросток (маленький язычок) Корень языка Боковые зубы Нижние резцы Нижняя губа Твердое небо Верхние резцы

Из гортани выдыхаемая струя воздуха (с голосом или без него) попадает в расположенные над гортанью полости и затем выходит наружу. Если мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки (закрывая проход в носовую полость), то воздух выходит через рот. Это направление ток воздуха принимает при произнесении всех звуков русского языка, за исключением звуков [М] и [Н], которые являются носовыми (в момент их произнесения мягкое нёбо опускается и ток воздуха направляется в нос).

Самыми активными и подвижными органами артикуляционного аппарата являются язык и губы, именно изменение их положения формирует каждый звук речи. Части языка кончик, спинка, боковые края и корень. Различные движения может производить не только весь язык, но и его отдельные части. Благодаря такой подвижности язык может создавать разнообразие артикуляций, дающих различные акустические эффекты, которые воспринимаются нами как различные звуки речи.

АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ ПРИЗНАКИ ЗВУКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА В русском языке имеется шесть гласных звуков: При образовании гласных звуков выходящая струя воздуха не встречает в ротовой полости преграды.

АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ ПРИЗНАКИ ЗВУКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА В других случаях, когда с помощью языка и губ во рту образуются различные преграды, выдыхаемый воздух трется о них или разрывает их, в результате чего возникают шумы, характерные для произнесения согласных звуков. К согласным звукам относятся: [Б], [Б'], [В], [В'], [Г], [Г'], [Д], [Д'], [Ж], [3], [3'], [Й], [К], [К'], [Л], [Л'], [М], [М>], [Н], [Н>], [П], [П>], [Р], [Р>], [С], [С], [Т], [Г], [Ф], [Ф'], [X], [X'], [Ц], [Ч], [Ш], [Щ].

В русском языке имеется шесть гласных звуков: А, Э, О, И, У, Ы. Звук А Гласный звук Е- двойной звук (дифтонг). Произнесение изолированного звука е представляет собой последовательное произнесение двух звуков: йэ. Гласный звук Ё- двойной звук ( дифтонг). Произнесение звука ё представляет собой последовательное произнесение двух звуков йо.

Гласный звук И При артикуляции звука И : -Губы растянуты в улыбку; - между резцами есть небольшое расстояние; - кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам, спинка языка поднята к передней части неба; - мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос; - голосовые связки сомкнуты и вибрируют.

Гласный звук О

Гласный звук У

Гласный звук Ы Артикуляция звука Ы: -Губы раздвинуты, углы рта напряжены; - нижняя челюсть слегка опущена, рот открыт приблизительно на 1,5-2 см; - язык у нижних резцов; -Мягкое небо поднято и закрывает проход в нос; - голосовые связки напряжены, сближены и колеблются, образуется голос.

ЗВУК Э Артикуляция звука Э: -Губы разомкнуты, раздвинуты в стороны, углы рта слегка опущены; - рот открыт приблизительно на 2 см; - язык у нижних резцов; - мягкое небо поднято и закрывает проход в нос; - голосовые связки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

Звуки Ю, Я- двойные звуки (дифтонги). Произнесение изолированного звука Ю представляет собой последовательное произнесение двух звуков: Й, У. Произнесение изолированного звука Я представляет собой последовательное произнесение двух звуков Й, А.

Гласные звуки характеризуются: -по месту образования ( в зависимости от горизонтального движения языка различают гласные переднего, среднего и заднего ряда); -по способу образования (бывают гласные верхнего, среднего и нижнего подъема. Это зависит от вертикального движения языка.). по участию губ ( огубленные - о,у и неогубленные).

Ряд РядПодъемПереднийСреднийЗадний ВерхнийИЫУ СреднийЭО НижнийА Таблица гласных звуков

Гласные звуки Ударные (сок, лес, синь) Безударные (вода, трава, лиса)

В зависимости от характера преграды, шум при произнесении согласных получается разный. При полной смычке струя воздуха взрывает смычку и получается мгновенный шум. Образованные таким способом согласные звуки называются смычными ([Б], [П], [Д], [К] и т. д.).

Если преграда образуется в виде узкой щели, то шум возникает от трения воздуха, непрерывно выходящего из гортани, о края этой щели. Такие согласные звуки называют щелевыми ([В], [3], [Ж], [Л] и т. д.). В зависимости от характера преграды, шум при произнесении согласных получается разный.

Если шум получается от дрожания органа, создающего преграду, то такой согласный называется вибрантом (дрожащим) ([Р]). В зависимости от характера преграды, шум при произнесении согласных получается разный.

По производимому звуками акустическому впечатлению выделяются подгруппы звуков: свистящие звуки ([С], [3], [Ц]). Профиль артикуляции звуков с, з Профиль артикуляции звука ц

Звуки С, З, Ц одного места образования: во время их произношения кончик языка находится у нижних резцов. В русистике они называются зубными переднеязычными.

шипящие звуки ([Ш], [Ж], [Щ], [Ч]); Профиль артикуляци и звука ш Артикуляция звука ж

Профиль артикуляции звуков ч, щ (нижних) Шипящие звуки Ш,Ж,Ч,Щ одного места образования: во время их произнесения широкий кончик языка поднимается к передней части нёба и находится за верхними резцами – это верхние шипящие. Шипящие звуки могут быть и нижними (что менее желательно). При нижних шипящих кончик языка отодвигается от нижних резцов, а к переднему нёбу поднимается спинка языка. При произнесении шипящих края языка должны быть прижаты к верхним коренным зубам.

Профиль артикуляции звуков ч, щ (верхних)

В русистике все шипящие по месту образования называются звуками передненебными. При произнесении и верхних, и нижних шипящих струя воздуха проходит по щели (желобку), которая образуется между языком и твердым нёбом, отчего вся группа шипящих по способу своего образования называется щелевыми (фрикативными) звуками.

Профиль правильной артикуляции звуков Л и Ль. Ль мягкий дан пунктирной линией Соноры Л и Р При произнесении звука Л: -Губы открыты, их положение зависит от следующего звука; - зубы разомкнуты, - кончик языка поднят и упирается в альвеолы и частично в верхние резцы; - мягкое небо поднято и закрывает проход для воздуха в нос; -Голосовые связки сомкнуты, напряжены и вибрируют.

Профиль правильной артикуляции звука Р. Пунктирной линией показан звук Рь. Звук Р- вибрант, сонорный, переднеязычный, согласный. -Положение губ и расстояние между резцами зависит от следующего звука; - кончик языка вибрирует у альвеол; - боковые края языка прилегают к коренным зубам, корень языка опущен; - мягкое небо поднято и закрывает проход в полость носа: - голосовые связки сомкнуты и вибрируют, выдыхаемая струя сильная.

Звук Б- губно-губной, то есть в его образовании принимают участие губы. Губные согласные звуки: Б, М, П, В, Ф. При артикуляции звука Б: -Губы смыкаются; - под напором выдыхаемого воздуха взрывается смычка; - положение языка зависит от следующего звука; - мягкое небо поднято и закрывает проход в нос; - голосовые связки сомкнуты и вибрируют. В зависимости от того, какой орган действует при образовании преграды, различают:

Звук М

Звук П

При образовании губных согласных преграду образуют губы

Переднеязычные согласные звуки: Д, Т, Н, Ц, Ч, З, С, Ж, Ш, Л, Р – преграду образует кончик языка или его передняя часть Звук Т Звук Т- переднеязычный, то есть в его артикуляции активно участвует передняя часть языка. При произнесении звука Т: -губы разомкнуты; - В первый момент передний край языка образует смычку с верхними резцами, а в следующий момент смычка взрывается.

Заднеязычные согласные звуки: Г, К, Й, Х- преграду образует спинка языка. Звук К Звук К- заднеязычный. При произнесении звука: -Губы не сомкнуты, оставляют свободный проход для выдоха воздуха. - зубы не сомкнуты, -кончик языка опущен, -мягкое небо поднято, - голосовые связки разомкнуты, выдыхаемая струя сильная.

Многие согласные звуки русского языка образуют пары твердых и мягких. Согласный звук становится мягким при поднятии средней части спинки языка вперед и вверх.

Согласные звуки Ж, Ш, Ц- всегда твердые. Согласные звуки Й, Ч, Щ- всегда мягкие.

СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ СОНОРНЫЕ ШУМНЫЕ ТВЕРДЫЕ МЯГКИЕ

ШУМНЫЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВОНКИЕ ГЛУХИЕ ГУБНЫЕ ЯЗЫЧНЫЕ

ГУБНЫЕ СОГЛАСНЫЕ ( М, МЬ, Б, БЬ,В, ВЬ,Ф, ФЬ,П, ПЬ) ГУБНО-ГУБНЫЕ ГУБНО-ЗУБНЫЕ

ЯЗЫЧНЫЕ СОГЛАСНЫЕ ЗАДНЕЯЗЫЧНЫЕ СРЕДНЕЯЗЫЧНЫЕ ПЕРЕДНЕЯЗЫЧНЫЕ

ПЕРЕДНЕЯЗЫЧНЫЕ СОГЛАСНЫЕ ЗУБНЫЕ (Д,ДЬ, Т, ТЬ,Н, НЬ, З, ЗЬ, С, СЬ, Ц, Л, ЛЬ) ПЕРЕДНЕНЕБНЫЕ (Ж, Ш, Щ, Ч, Р, РЬ)

По способу образования согласные бывают: СМЫЧНО- ВЗРЫВНЫЕ (Б, БЬ, П, ПЬ, Д, ДЬ, Т, ТЬ, Г, ГЬ, К, КЬ) СЛИТНЫЕ ( Ц, Ч) ЩЕЛЕВЫЕ (В, ВЬ, Ф, ФЬ, З, ЗЬ,С, СЬ,Х, ХЬ,Ж,Ш,Щ,Й) СМЫЧНО- ПРОХОДНЫЕ ( М, МЬ, Н, НЬ, Л, ЛЬ) ДРОЖАЩИЕ ( Р, РЬ)

Литература Герасимова А.С. Логопедическая энциклопедия дошкольника/ А.С.Герасимова, О.С.Жукова, В.Г.Кузнецова.-М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», с. Жукова Н.С. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи/ Н.С.Жукова; ил.Е.Нитылкиной.-М:Эксмо, с.:ил. Чешко, Л.А. Русский язык :для подготовительных отделений вузов:учебное пособие.2-е изд.,испр. и доп./Л.А.Чешко.- М.:Высш.шк., с.

Автор работы Учитель-логопед МКОУ ППМС «Районный центр диагностики и консультирования» г.Жиздра Абрамова Людмила Валентиновна