Организация проектно-исследовательской деятельности Шевченко Марина Викторовна учитель начальных классов МОАУ СОШ 28
Цель образования в России, обеспечиваемая ФГОС второго поколения Полное и гармоничное развитие личности, интегрированной в мировую и национальную культуру, обладающую ключевыми компетентностями, способной к самореализации и к ответственному поведению в современном ей обществе.
«Познание начинается с удивления тому, что обыденно» - говорили древние греки У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Исследовательское поведение – один из важных источников получения ребенком представления о мире. «Исследовательское обучение» - подход к обучению, построенный на основе стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира. - Проявить дарование поможет умелое руководство взрослого.
«Исследовать – разыскивать, изведывать, доходить разбирательством, стараться узнать неизвестные по данным, вникать и разбираться, узнавать; производить следствие, розыск» (Ожегов)
Условия современного общества требуют от каждого человека: - умения быть самостоятельным. - решать различные проблемы, значит: - уметь ставить цель и добиваться ее, - правильно планировать и организовывать свою деятельность
Важнейшая задача образования- Подготовка ребенка к исследовательской деятельности – обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска.
Цель исследовательского обучения : - формирование способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры
Проектно- исследовательская деятельность младших школьников -деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследований, определение ожидаемых результатов.
Исследовательская деятельность организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью.
Формирование исследовательской деятельности 1 этап: (1 класс) - поддержание исследовательской активности - развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать - формирование первоначальных представлений о деятельности исследований
Формирование исследовательской деятельности 2 этап: 2 класс: - приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя - развитие умений определять тему исследований, анализировать, сравнивать. формулировать результаты исследования - поддержание инициативы, активности, самостоятельности
Формирование исследовательской деятельности 3 этап: (3 – 4 классы) - Обогащение исследовательского опыта для дальнейшего накопления представлений об исследовательской деятельности.
Отличие проектной деятельности и исследовательской: Исследовательская деятельность должна быть более свободной, гибкой, большое место импровизации.
Этапы Исследование : - Постановка проблемы - Изучение теории - Подбор методик исследования - Сбор материала, его анализ, обобщение - Научный комментарий - Собственные выводы Проект : - Постановка проблемы - Выработка концепции (гипотезы) - Определение целей и задач проекта - Создание плана - Организация деятельности по реализации проекта
Организация исследовательского обучения 1. Учитель ставит проблему и намечает пути решения, а само решение находит ученик. 2. Учитель ставит проблему. Но пути и методы ее решения, а также само решение ученик решает самостоятельно. 3. (высший уровень) Ученики сами ставят проблему, ищут пути ее решения, и находят решение.
Классификация исследования - По количеству учеников: личностный (индивидуальный),парный, групповой - По месту проведения: урочные и внеурочные - По времени: долгосрочный, среднесрочный, краткосрочный - По теме: предметные или свободные По проблеме: освоение программного материала, более глубокого, изучаемого на уроке; вопросы, не входящие в учебную программу
Вывод: Исследовательская деятельность ребенка – это возможность организовать самообучение, самовоспитание детей, что является актуальным в современной школе. Пусть исследуют! Пусть открывают!
Цель: Обратить внимание учащихся на проблемы, которые могут возникнуть при систематическом употреблении жевательной резинки
Задачи: 1.Познакомиться с литературой и узнать историю возникновения жевательной резинки. 2.Найти информацию о Е и других пищевых добавках в жевательных резинках, проанализировать состав наиболее популярных. 3.Провести анкетирование, с целью изучения предложения детей о пользе и негативных последствиях жевательной резинки. 4. Дать рекомендации,в отношении употребления жевательной резинки.
Объект исследования: жевательная резинка
Частое и нерациональное использование жевательной резинки негативно отражается на здоровье человека Гипотеза:
Методы решения задач Наблюдение Сбор материала Анализ Анкетирование Компьютерная обработка данных Вывод Графическое представление Презентация
История жевательной резинки.
Создание жвачки Первая жвачка была выпущена в г. Бангор (штат Мэн, США) С этого момента история жевательной резинки развивается со стремительной скоростью. Благодаря конвейерному производству жевательная резинка превратилась в товар, а мода на жевательную резинку распространилась по всему миру.
Жевательная резинка в СССР Первая советская жевательная резинка производится в Ереване. Позже открывается производство в Эстонии. Московская фабрика «Рот Фронт» начинает выпуск жевательных резинок в преддверии Олимпиады-80.
Жевательная резинка в современном мире Сейчас жевательные резинки производятся в более чем в 180 странах мира. Их можно купить в любом продуктовом магазине. В СМИ постоянно рекламируются различные виды жевательных резинок
Их последствия непредсказуемы! Жевательная резинка содержит десять! химических добавок Е-171 Е-422 Е-421 Е-420 Е-965 Е-951 Е-950 Е-903 Е=320
Опыт 1 Определение многоатомных спиртов (ксилит)
Опыт 2. Исследование свойств резиновой основы жвачки.
Применение жевательной резинки Резинку жуют во время полёта на самолёте – чтобы не закладывало уши. В автобусе – чтобы не укачивало. С помощью жвачки можно сделать экстренный ремонт лопнувшего во время дождя ботинка. Очистить насечку напильника. Собрать мелкие осколки стекла.
Таблица 2. Отрицательные влияния: Долгое жевание приводит к утомлению мышц рта. Жевание на голодный желудок приводит к разрушению его стенок. Неэтично жевать жвачку при разговоре. Некультурно выбрасывать жвачку на улице, в помещении и т. д. Неправильное жевание приводит к разрушению зубной эмали.
«ВЗРОСЛЫМ» - Перед едой можно пожевать не более 5 минут; После обеда или перекусов в течение дня можно жевать резинку не более 15 минут; «ДЕТЯМ» - Употреблять ее можно примерно с 4 лет и только белую ; - Давайте "жвачку" только после обеда и полдника и не более чем на 15 минут - иначе привычка жевать закрепится; Не давайте "жвачку" перед едой: у ребенка может пропасть аппетит и испортиться желудок; «Жвачку" ни в коем случае нельзя проглатывать, она может попасть в дыхательное горло, или вызвать непроходимость кишечника.
Здоровье – это счастье!
При проведении данного исследования выяснилось, что большинство опрошенных не знают и не обращают внимания на наличие вредных веществ в покупаемых ими жевательных резинках. Это говорит об их не информированности. Своей работой мы показали, что жевательные резинки оказывают не только положительное, но и отрицательное воздействие. К нашему сожалению, отрицательных свойств оказалось намного больше, чем положительных. Также нами обнаружено, что в настоящее время в жевательные резинки все-таки входят вредные для нашего организма ингредиенты. Наша гипотеза о том, что частое и нерациональное использование жевательной резинки может негативно влиять на здоровье человека, подтвердилась.
1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2. Журнал «Не болей» 1, Журнал «Здоровье» 7, О. Остапчук. Детская энциклопедия: Шоколад. – ЗАО «Аргументы и факты – детям», 2002 – 63 с. 5. Справочник "Санитарные правила и нормы СанПин» по пищевым добавкам. 6. Я познаю мир: Детская энциклопедия: История вещей/ Составители Н. Ю. Буянова и др. - М.: ООО «Издательство АСТ – ЛТД», 1998 – 480 с. 7. Электронная энциклопедия «Кругосвет»