Комплексный проект модернизации образования Алтайского края 18 сентября 2009 года
Анализ условий модернизации образования в Алтайском крае 2 Сильные: *Позитивные изменения в экономике края *Решимость власти и общества улучшить положение в образовании *Реализация ПНПО, КПМО *Инновационный потенциал системы образования Слабые: *Негативные демографические процессы *Большая доля сельских школ - 84% Среди них- значительная доля малокомплектных школ –более 70% *Неблагоприятные географические и природноклиматические условия для реструктуризации сети * 72 муниципальных районов и городских округов
Кардинальные изменения внешних условий «Новые» ФГОС Внешняя оценка качества «Новые» кадры ЕГЭ Развитие сети Компьютер Надзор и контроль Условия в школе НСОТ Сетевое взаимодействие Оптимизация сети Автобус Новое качество образования Да Нет Риски, издержки ГОУ НПФ Аттестация, ПК
Средняя заработная плата учителей достигла уровня средней заработной платы по краю Внедрение НСОТ позволило увеличить зарплату: -учителей – 17,4% -директоров - 40% -молодых специалистов - 70%
Результаты введения НСОТ Уровень средней зарплаты учителей достиг уровня средней зарплаты в экономике региона Повышение зарплаты учителей начальных классов Повышение привлекательности учительского труда для молодых кадров Повышение заинтересованности учителей к работе с одаренными и отстающими детьми, внедрению современных образовательных технологий Расширение стимулов к развитию экономической самостоятельности учреждений, эффективному использованию ресурсов.
Проблемы при внедрении НСОТ 1.Сложность расчетов заработной платы 2. Низкий процент оплаты за внеаудиторную занятость 3.Недостаточная проработка показателей результативности труда иных категорий работников 4. Повышение эффективности работы директоров школ
Нормативное финансирование общего образования 1.Особенность: малокомплектные школы (более 900) финансируются на «класс-комплект» 2.Нормативы на 2009 год (увеличены на 16% к 2008 году): -сельская школа – руб. -городская школа – руб. -средний руб. 3. Проблемы: -профессиональная подготовка; -сетевое образование; -базовые школы. 6
Алтайский край Красноярский край Новосибирская область Томская область Республика Алтай Муниципальных образований Всего ОУ Наполняемость классов, город 22,423,7122,223,3423,08 село11,412,269,2315,1612,66 Доля сельских школ (Город-Село) (84%) (71%) (66%) (71%) (91%) Норматив финансирования, тыс.руб. 16,9 -32,315,6-18,018,1 -22,719,5-40,416,9-16,9 Сравнительная таблица по развитию образовательной сети регионов СФО. 7
Региональная система оценки качества образования Учитель Оценочный лист Экспертная группа Заключение Директор Примерное Положение об оценивании Профсоюз ГОУ Согласованное заключение Формирование 1) предметных знаний и компетенций; 2) ключевых компетенций и социально значимого опыта; 3) результативность методической и инновационной деятельности учителя 8
10 Развитие образовательной сети Создание современных условий в школе Организация сетевого взаимодействия Реструктуризация, оптимизация сети НСОТ НПФ 9
Значительно улучшились условия пребывания и обучения в школах: *За три года построено и реконструировано 22 школы. *Капитально отремонтированы более 350 школ. *Все школы оборудованы АПС. *Модернизируется школьное питание (360 столовых) *За год средства, выделяемые из краевого бюджета на учебные расходы возросли в 6 раз. *Организована устойчивая работа школ в сети Интернет Результаты : *С 45 до 59% увеличилась доля детей, обучающихся в школах, соответствующим современным требованиям. *В крае наблюдается устойчивая тенденция по снижению школьнообусловленных заболеваний. 10
Реструктуризация образовательной сети Алтайского края 11
Государственно -общественные органы управления образованием 50% - Советы школ (как форма самоуправления, характерны для образовательных учреждений, в которых советы существовали еще до начала реализации Комплексного проекта модернизации образования). 48% -Управляющие советы ( как правило, начали возникать после начала реализации КПМО и характерны для общеобразовательных учреждений, которые активно включились в процессы модернизации) 2% - Родительские комитеты (характерны для малокомплектных сельских и начальных школ. Практика реализации КПМО показывает, что в малокомплектных школах Родительский комитет может выполнять функции органа государственно-общественного управления. Особенностью развития государственно-общественного управления в малокомплектных школах является участие в делах школы всех жителей социума. Школа здесь играет роль социально-культурного центра на селе. Как правило, членами Родительского комитета являются представители органов сельской власти, бизнеса и др) 12
Социологические опросы в Алтайском крае. 1.Изучение отношения руководящих и педагогических работников общеобразовательных учреждений, представителей родительской и иной общественности к КПМО в Алтайском крае ( года; опрошено 1791 чел). 2. Изучение удовлетворенности населения Алтайского края качеством общего, начального профессионального и среднего профессионального образования (март 2009 года; опрошено 675 чел). 3. Изучение удовлетворенности населения Алтайского края деятельностью государственного органа управления образованием в Алтайском крае (июнь 2009 года; опрошено 1000 чел). 4. Изучение результативности ПК руководящих работников государственных и муниципальных ООУ Алтайского края (сентябрь-октябрь 2008 года; 543 чел). 13
Результаты КПМО 83% жителей Алтайского края отмечают позитивные изменения в образовании края. 14
Эффекты КПМО КПМО акцентировал внимание общества и власти не только на проблемах образования, но и на необходимости модернизации социальной сферы края в целом: -начат процесс по комплексной оптимизации сети всех социальных учреждений с целью повышения качества и доступности предоставляемых ими услуг$ - расширение общественного участия в управлении школой сформировало общественный запрос и на аналогичные процессы в других сферах жизни общества. 15
- благодаря КПМО в рамках которого в образование направляются значительные инвестиции в целях обеспечения современных условий образовательного процесса, в крае сохраняются рабочие места в строительной отрасли; -модернизация школьных столовых дала импульс развитию в крае производства детского витаминизированного питания; -проведение конкурсных закупочных процедур и расширение круга поставщиков оборудования и материалов приводят к усилению конкуренции и общему оживлению в экономике отрасли; 16
-в крае, по аналогии с образованием, внедряется система поддержки молодых специалистов, что создает благоприятные условия для решения самых главных и сложных проблем в крае – демографической и сохранение села. -НПФ, постоянный мониторинг результатов деятельности, реализация принципа «деньги в обмен на обязательства», позитивные сдвиги в образовании заставили, прежде всего, органы местного самоуправления пересмотреть свои подходы и отношение к организации образования. Это проявляется и в выстраивании приоритетов своей политики, и в работе с кадрами, 17
-внедрение в образовательный процесс современных технологий и учебно-лабораторного оборудования способствуют усилению инновационных процессов; -меняется отношение общества к качеству образования; -ввод в строй новых современных образовательных учреждений и реализация таких моделей, как базовая школа и социокультурный центр, способствуют созданию на селе совершенно новой инфраструктуры, способной значительно изменить облик села. 18
Задачи на годы 1.Развивать, совершенствовать механизмы и подходы КПМ общего образования, имея ввиду реализацию проекта «Наша новая школа» и и внедрение новых ФГОС. 2. Распространять методы и подходы по модернизации образования на другие уровни образования: НПО и СПО. 3. Всемерно содействовать внедрению принципов и подходов КПМО в смежных отраслях, которые оказывают наиболее существенное влияние на успешность модернизации образования: культура, спорт, медицина. 19-1
*НСОТ: -устранить выявленные «дефекты»; -сохранить и увеличить долю стимулирующего фонда в общем фонде оплаты труда; -разработать методику комплексной оценки эффективности введения НСОТ в крае; -распространить принципы НСОТ на другие сферы образования (НПО, СПО, ДОУ). 19
*НПФ: -развить принципы НПФ на муниципальном уровне (норматив муниципалитета на содержание зданий и территорий); -разработать и внедрить модели финансирования, соответствующие идущим процессам развития сети (дистанционное образование, сетевое взаимодействие, тьюторство). «РСОКО»: управлять инновационными процессами в образовании; - создать региональный центр мониторинга и оценки качества образования. 20
*«Развитие сети»: -обеспечение необходимых условий (в т.ч., в части нормативно- правового регулирования) для эффективного сетевого взаимодействия образовательных учреждений; в т.ч., с использованием дистанционного обучения школьников. * «ГОУ»: -организация непрерывного образования и повышения квалификации участников государственно-общественного управления ; -апробация эффективных моделей государственно- общественного управления; -целенаправленная поддержка процесса развития государственно-общественного управления в образовании на всех уровнях системы 21
«Сегодня для многих семей решающим при выборе места жительства становится уже не фактор наличия рядом здания с табличкой «школа», а возможность обеспечить детям образование современного качества». И.И. Калина 22
Школа в селе Топчиха, 2007г. Школа в селе Вылково Тюменцевского района Школа в селе Мартыново Ельцовского района, 2008 г. Благодарю за внимание!