«Практический опыт развития инклюзивного образования в Центральном округе: от эксперимента до массовой практики» Дух Наталья Борисовна - советник ЦОУО ДО г.Москвы Центральное окружное управление образования Департамента образования города Москвы
« Новая школа - это школа для всех». «В любом среднем образовательном учреждении будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей- инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Будут учитываться возрастные особенности школьников, по-разному организовано обучение на начальной, основной и старшей ступени» Д.А. Медведев Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (2010 г.)
1996 год открытие первого интегративного детского сада год включение Психологического центра «Тверской» к деятельности детского сада год создание первой инклюзивной вертикали детский сад- школа-Центр, старт проекта «Стрижи» 2005 год вручение диплома «Лидер инклюзивного образования» участникам проекта «Стрижи» 2007 годучаствует в проекте 19 образовательных учреждений 2010 год в проекте «Стрижи» – 57 учреждений округа 2011 год расширено количество участников до 78 образовательных учреждений округа включены 527 детей с ограниченными возможностями, в том числе 124- школьного возраста год массовая практика Этапы работы
Карта инклюзивной среды округа : : : : : : : : : : : : 5 7 УДО ППМС- Центры Школы Детские сады
«Ресурсное ядро» ДОУ 288 «Вариативные формы инклюзивного образования» СОШ 518 «Безберьерная среда» СКОШ 532 «Индивидуальный образовательный маршрут» ЦО 1429 «Управление инклюзивной школой» ЦО 1447 «Программно-методическое обеспечение»
Количество учащихся в инклюзивных классах
Государственная программа «Доступная среда на г.г.» «Доступность для инвалидов различных структур общества и окружающей среды является одной из важнейших предпосылок, условий обеспечения их прав и свобод» Правительство РФ подписало государственную программу "Доступная среда", которая направлена на создание равных возможностей для лиц с ограниченными возможностями здоровья во всех сферах жизни. По ее результатам увеличено количество школ, в которых создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обучаться совместно детям с ограниченными возможностями здоровья и здоровым.
Подготовка кадров до 2010 года система курсовой подготовки кадров в области инклюзивного образования осуществлялась только силами окружного ресурсного центра.
Принципы 1)Активная позиция руководителя ОУ; 2)Готовность педагогического коллектива; 3)Готовность родительской общественности.
Партнёры
1. на уровне разработки нормативно-правовой базы внедрения инклюзивного образования в образовательных учреждениях; 2. на уровне существующего коэффициента финансирования образования, не учитывающего особенностей и статуса ребенка; 3. отсутствие ( невозможность) учёта детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и детей-инвалидов, зачисленных по электронной регистрации; 4. обучение детей ограниченными возможностями здоровья в средней школе затруднено отсутствием курсовой подготовки для учителей-предметников. Проблемы:
Президент Российской Федерации В.В. Путин « О национальной стратегии действий в интересах детей на годы» года «Законодательное закрепление обеспечения равного доступа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья к качественному образованию всех уровней, гарантированной реализации их права на инклюзивное образование по мету жительства, а также соблюдения права родителей на выбор образовательного учреждения и формы обучения ребенка».