«Использование телесно- ориентированных приемов в работе педагога-психолога с детьми младшего дошкольного возраста в период их адаптации к условиям ДОУ» Из опыта работ психолого-педагогической службы ГБОУ начальная школа – детский сад 1657 Педагоги-психологи: Антипова Ю.Н. Полилова О.В.
Сложности и психологические проблемы периода адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ.
Адаптация – это приспособление организма и личности к новой обстановке. Для адаптационного периода характерны: 1)Эмоциональная напряженность, беспокойство, заторможенность; 2) Меняется активность ребенка к предметному миру; 3) Ребенок боится: вдруг мама или папа не придут, чтобы забрать его домой; 4) Нарушается аппетит, сон, эмоциональное состояние, иногда повышается температура тела; 5) У некоторых малышей наблюдается потеря уже сложившихся навыков.
Степени тяжести прохождения адаптации к детскому саду Легкая адаптация (благоприятная). Поведение ребенка нормализуется в течение дней. Средняя адаптация (условно благоприятная): все нарушения выражены более длительно. Поведение нормализуется в течение 1 месяца. Тяжелая адаптация (от 2 до 6 месяцев, неблагоприятная) сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций ребенка
Факторы, влияющие на адаптацию: -Возраст ребенка -Состояние здоровья -Уровень развития -Индивидуальные особенности -Характеристика нервной системы -Уровень тренированности адаптационных механизмов -Умение общаться с взрослыми и сверстниками -Приближенность домашнего режима к режиму детского сада
Адаптационный период считается законченным, если: -Эмоциональное состояние ребенка устойчиво; -Ребенок ест с аппетитом; -Быстро засыпает, вовремя просыпается в бодром настроении; -Эмоционально общителен с окружающими, легко вступает в контакт; -Играет со сверстниками или один; -У ребенка не наблюдается излишнего мышечного напряжения; -Может себя занять в свободное от занятий время.
Направления работы педагога-психолога 1.Работа с родителями 2.Работа с воспитателями 3.Работа с детьми
Формы работы педагога-психолога с детьми младшего дошкольного возраста 1.Групповая 2.Индивидуальная
Телесно-ориентированные подходы, их эффективность
Этапы работы педагога-психолога 1.Наблюдение за детьми (для выявления особенностей невербального поведения); 2. Анкетирование родителей (для выяснения отношения ребенка к детскому саду); 3. Анкетирование воспитателей (для выявления сведений об особенностях поведения и общения ребенка в группе); 4. Индивидуальная диагностика (развитие общительности у детей); 5. Развивающие занятия (освоение элементарных способов жестового общения, снятие излишнего мышечного напряжения).
Телесно-ориентированные приемы в работе педагога-психолога с детьми Цель – создание необходимых условий для развития у детей общительности; нормализация общего эмоционального фона. Задачи: знакомство, установление контакта психолога с группой и налаживание взаимоотношений детей между собой; снятие излишнего мышечного напряжения; обучение использованию жестов общения.
Структура, форма проведения развивающих занятий Предназначена для детей младшего дошкольного возраста. Включает в себя 12 занятий, продолжительностью минут. Каждое занятие имеет вводную, основную и заключительную часть.
Спасибо за внимание!