ПОРТФОЛИО ПЕДАГОГА (для участия в конкурсах ) Курносов В.И., Амурский областной ИППК
РОЛЬ ПОРТФОЛИО Одним из наиболее современных методов профессионального развития является метод «Портфолио». Он предназначен для того, чтобы систематизировать опыт, накапливаемый специалистом, его знания, четче определить направления его развития, а также сделать более объективной оценку его профессионального уровня.
Структура портфолио 1. титульный лист; 2. оглавление (с наименованием материалов и указанием номеров страниц); 3. эссе (форма написания свободная, объем – до 2-3 страниц); 4. введение; 5. резюме (объем до тех станиц ); 6. пути распространения опыта. 7. документы, отражающие официальную оценку работы педагога; 8. документы, отражающие уровень образования, квалификации или специализации педагога.
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ фамилия, имя, отчество учителя, полное название образовательного учреждения, в котором работает учитель, преподаваемый предмет, название ВУЗа, оконченного учителем; стаж работы в данном образовательном учреждении; имеющиеся награды; квалификационная категория; указание классов, в которых работает учитель; классное руководство; указание периода за который представлены документы и материалы; личная подпись учителя. В правом верхнем углу титульного листа помещается фотография произвольных размеров и характера.
Э С С Е 1-й раздел. Начать лучше с небольшого эссе, в котором будут полно и точно сформулированы взгляды педагога на свою профессию, учителей, детей, родителей, процессы обучения и воспитания. Цель такого Эссе поможет педагогу точно и полно формулировать свои мысли. Точная формулировка мыслей сделает позицию человека более выигрышной в глазах администраторов всех уровней.
ВВЕДЕНИЕ педагог поясняет, какие материалы включены в портфолио (программа, технология, методика или др.), и обосновывает включение именно этих материалов как свидетельство своего профессионализма в соответствии с требованиями к заявленной квалификационной категории (объем введения - 3 – 5 страниц);
Р Е З Ю М Е Используйте один из вариантов резюме, предлагаемых программой Word
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ Располагается информация об использованных педагогом способах распространения обобщенного и представленного в портфолио опыта работы.
ОБОБЩЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ПЕДОПЫТА 1 Наличие собственной системы методических разработок /Название работы /Тема/ Объем в пл. /Время написания 2. Наличие публикаций по проблемам обучения, развития, воспитания детей /Название работы /Тема /Объем в пл. /Время написания /Орган издания 3 Участие в проведении мастер - классов, круглых столов, конференций, стажировок /Форма представления опыта /Тема /Уровень (школьный, муниципальный, региональный..) /Сроки /Наличие отзыва 4 Разработка и реализация авторских концепций, программ, проектов /Вид творческой работы/ Тема (направление, идея…) /Наличие отзыва 5 Участие в инновационной деятельности /Форма участия /Содержание работы /Результативность работ
РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ Размещаются материалы, иллюстрирующие работу, основанную на описанной во 2-м разделе технологии (методики, метода и др.): конспекты или фрагменты уроков, коррекционных занятий, программы или их фрагменты и др. Для показа умений по планированию можно включить годовые или ежедневные планы работы, снабженные необходимыми комментариями. Могут быть сделаны видеозаписи фрагментов работы (урока, коррекционного занятия и т.п.), мультимедийные образовательные продукты.Видеозаписи следует сопроводить небольшим рефлексивным комментарием, отражающим эффективность данной формы работы, умения специалиста по анализу работы.
ПРОГРАММЫ, ТЕХНОЛОГИИ Приводится: 1) обоснование выбора аттестуемым образовательной программы или педагогической технологии, методики, метода, приема, или применения в своей практике тех или иных средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов и др.; 2) описание самой программы, педагогической технологии, методов, приемов, педагогической диагностики и др.; 3) описание этапов работы по внедрению программы, технологии, методики и др.
Использование технологий Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения предмету и в воспитательной работе 1. п/п 2. Название используемой технологии 3. Классы (группы) в которых используется технология Обоснование применения. 4. Имеющийся или прогнозируемый результат.
ДИНАМИКА ДОСТИЖЕНИЙ Динамика учебных достижений обучающихся за последние три года Направления педагогического анализа 1. Анализ результативности образовательного процесса в аспекте показа динамики учебных достижений обучающихся за последние три года ( Соответствие знаний, умений учащихся государственному образовательному стандарту, Качество обученности (количество детей, обучающихся по предмету на «4» и «5»). Соответствие полученного результата возможностям учащихся) 2. Педагогический анализ участия детей в олимпиадах и конкурсах 3. Анализ участия детей в научно-практических конференциях муниципального, регионального, российского уровней
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО Результаты деятельности учителя в качестве классного руководителя Направление педагогического анализа 1. Описание системы воспитательной работы в классе, ее влияния на развитие воспитательного пространства школы. 2. Анализ результативности деятельности классного руководителя в аспектах: динамика уровня воспитанности, коммуникативной компетентности учащихся; участия детского коллектива в реализации социально – значимых инициатив Показ конструктивного сотрудничества: педагогического, родительского и ученического сообщества
Повышение квалификации и профессиональная подготовка 1 Название методического объединения или кафедры, в котором работает учитель. Тема, над которой работает структура /Тема, над которой работает учитель в рамках этой структуры/Сроки работы 2 Название творческой группы, в которой работает (работал) учитель. Тема, над которой работает группа /Тема, над которой работает учитель в рамках группы /Сроки работы 3 Систематичность повышения квалификации /Название курсов повышения квалификации /Количество часов аудиторных занятий Сроки/ Вид полученного документа 4 Профессиональная переподготовка или получение дополнительного образования / Название курсов профессиональной переподготовка или получения дополнительного образования/ Количество часов аудиторных занятий /Сроки /Вид полученного документа 5 Обучение в аспирантуре, докторантуре, наличие ученой степени и научного звания. /Название вида обучения /Количество часов аудиторных занятий /Сроки /Вид полученного документа
УЧАСТИЕ В КОНКУРСАХ Участие в муниципальных, региональных и всероссийских профессиональных конкурсах Название конкурса Сроки Результат 1 Участие в профессиональных конкурсах в образовательном учреждении 2 Участие в муниципальных профессиональных конкурсах 3 Участие в региональных профессиональных конкурсах 4 Участие во всероссийских профессиональных конкурсах 5 Участие в международных конференциях, конкурсах, проектах -
ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ 1. В этом разделе помещаются все имеющиеся у педагога сертифицированные документы, подтверждающие его индивидуальные достижения: дипломы лауреатов и участников конкурсов, грамоты, благодарственные письма, сертификаты, гранты (документы но получение) и т.д. 2. Перечень документов заверяется подписью директора школы и печатью школы. /Название документа /Содержание /Кем выдан/ Когда выдан
ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ Приводятся документы, отражающие уровень образования, квалификации или специализации педагога: дипломы, сертификаты, грамоты, справки, заключения аттестационных комиссий.
ОЦЕНКА РАБОТЫ ПЕДАГОГА Размещаются документы, отражающие официальную оценку работы педагога. Это могут быть характеристики, результаты аттестации, заключения по результатам работы за год, рекомендации и др. Документы должны быть датированы, в них должны быть указаны должности и звания рекомендателей. Если имеются письменные оценки работы специалиста со стороны детей или родителей, они также могут быть представлены.
О Т З Ы В Ы Перечень представленных отзывов о педагогической деятельности учителя и ее результатах: отзывы руководителей разных уровней об учителе, отзывы коллег, родителей, выпускников, данные внутришкольного мониторинга качества образования, реализуемого учителем.
Внеурочная деятельность Результат внеурочной деятельности по преподаваемым предметам Направления описания 1 Описание системы внеурочной деятельности по предмету (показ ее компонентов, содержания, используемых технологий) 2 Описание результативности системы внеурочной деятельности по предмету в аспектах личных достижений учителя, личных достижений учащихся.
РЕКОМЕНДАЦИИ Объем материалов портфолио (исключая разделы документов) – страниц печатного текста. Помещение в портфолио не обоснованных педагогом материалов снижает ценность свидетельств профессионализма аттестуемого. Текст размещается на одной стороне листа белой бумаги формата А 4 с соблюдением следующих размеров полей: левое – не менее 30 мм, правое – не менее 10 мм, верхнее – не менее 20 мм, нижнее – не менее 15 мм. При компьютерном наборе печать производится шрифтом 14 пунктов. Междустрочный интервал – полуторный.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Основные компоненты: Тема исследования. Объект исследования. Предмет исследования. Проблема исследования. Цель исследования. Задачи исследования. Гипотеза исследования. Все компоненты должны быть между собой взаимосвязаны, одно вытекать из другого и им определяться
АЛГОРИТМ научного исследования 1. Определение темы, проблемы, цели, объекта, предмета и задач исследования; 2. Составление плана исследования; 3. Составление списка литературы; 4. Определение общей методики и методов исследования; 5. Изучение теории и истории вопроса, анализ базовых понятий; 6. Изучение опыта решения этой проблемы на практике; 7. Сбор констатирующего материала; 8. Анализ и обобщение полученных результатов и построение гипотезы; 9. Разработка методики проверки гипотезы; 10. Проведение опытно- экспериментальной работы; 11. Проведение контрольных срезов. 12. Анализ и обобщение полученных результатов; 13. Выработка практических рекомендаций; 14. Оформление и литературная редакция текста.
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ 1 "Национальный конкурс Портфолио учителя" (рус.) Примеры портфолио учителей. Лучшие портфолио, выдвигаемые на премию Президента Российской Федерации. 2. "Методический центр "Развивающее обучение"" ro.ru/opt/bak_06.html (рус.) Наиболее типичные ошибки при составлении портфолио. Назначение портфолио. 3. ""Портфолио". Фестиваль исследовательских и творческих работ" (рус.) Здесь можно ознакомиться с общими требованиями к составлению портфолио, посмотреть примеры. Имеется литература в помощь для создания портфолио. 4. Портфолио педагога (рус.) Назначение портфолио. Его составляющие."Национальный конкурс Портфолио учителя""Методический центр "Развивающее обучение""""Портфолио". Фестиваль исследовательских и творческих работ"Портфолио педагога