ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ИЗГОТОВЛЕНИЯ СТАРООСКОЛЬСКОЙ ГЛИНЯНОЙ ИГРУШКИ Хачева Евгения ученица 9 класса «Б» МБОУ «ООШ 17» г. Старый Оскол
Старый Оскол возник в конце XVI века как один из сторожевых постов на высоком берегу реки Оскол. Жили здесь казаки, защитники границ русских, пушкари, ямщики, гончары, и слободки вокруг города до сих пор несут эту память в своих названиях. В слободе Казацкой жили гончары- ремесленники. Старый Оскол возник в конце XVI века как один из сторожевых постов на высоком берегу реки Оскол. Жили здесь казаки, защитники границ русских, пушкари, ямщики, гончары, и слободки вокруг города до сих пор несут эту память в своих названиях. В слободе Казацкой жили гончары- ремесленники.
Цель исследовательской работы: выявить и проследить тенденции изменения технологии изготовления старооскольской глиняной игрушки с XV века до наших дней. Задачи исследования – определить: – виды глины и инструменты, используемые при изготовлении игрушек; – приемы изготовления игрушки – выяснить: является ли старооскольская глиняная игрушка разновидностью курской (или белгородской) или это самобытная игрушка. Предмет исследования – традиционная культура Старооскольского края. Объект исследования – глиняная игрушка. При написании работы мною были использованы такие общенаучные методы, как анализ, синтез, сравнение.
Народная игрушечница Гончарова Наталья Михайловна
Глиняная игрушка
Явная представительница иной эпохи, игрушка вызывает большой интерес к себе, становясь ярким украшением выставок, творческих площадок городских праздников, народных гуляний, фестивалей народного творчества. Сегодня старооскольская глиняная игрушка занесена в каталог «Народные промыслы России».
Виды глины, из которых лепились игрушки Периоды Всего игрушек Беложгуща яся глина Красножгу щаяся глина Глина низкого качества ХV – ХVI века (73%) 3 (20%) 1 (7%) ХVII – ХVIII века (70%) 44 (20%) 22 (10%) Конец XIX – начало XX века (60%) 42 (35%) 6 (5%)
Старооскольские мастера – игрушечники использовали в своей работе различные виды глин, но примерно 60 – 70% игрушек лепили из отходов беложгущейся глины. Старооскольские мастера – игрушечники использовали в своей работе различные виды глин, но примерно 60 – 70% игрушек лепили из отходов беложгущейся глины.
Технологии изготовления глиняной игрушки «морковка наоборот» (XV – XVIII вв.) «морковка наоборот» (XV – XVIII вв.) «вареника» и «ложки» (начало XVIII – середина XX века) «вареника» и «ложки» (начало XVIII – середина XX века) «морковка» (с середины XX века) «морковка» (с середины XX века)
Изготовление глиняной игрушки «Баба с кувшином» по технологии «морковка» 1. Из небольшого куска глины раскатать «морковку».
2. С помощью палочки раскатать «юбку» бабы. Для этого толстую палку (один конец потолше, другой – чуть тоньше) «ввинчивают» в «морковку», зрительно разделив ее пополам. Палку необходимо держать рукой в одном положении, чтобы юбку не проткнуть, а затем раскатать по столу.
3. Из получившегося конуса сформировать «голову» бабы. Небольшой кусок глины раскатать на ладонях или на столе в виде палочки (жгута), немного согнуть и соединить (примазать) с верхней частью глиняного конуса.
4. Шов соединения загладить. «Рукам» бабы придать форму.
5. Взять небольшой кусок глины, раскатать шарик, а затем сплющить ладонями и отщипнуть часть глины, придав ему форму полумесяца.
6. Прижать «шляпу» бабы к формованной «голове». Смочив руки водой, примазать.
7. Вылепить «кувшин» – свистульку. Для этого взять небольшой кусок глины и скатать шарик. Затем из него сформировать конус – «морковку». В широкой его части сделать углубление. Стянуть края конуса к центру, чтобы внутри получилась полость.
8. Для того, чтобы проколоть свисток необходимо зажать звуковую часть тремя пальцами: большим, указательным, средним. Стек поставить перпендикулярно в сантиметре от конца хвостика, проколоть. Сделать нажатие тонкой деревянной палочкой в сторону хвостика – будет «горочка». Потом расширить отверстие деревянной палочкой прямо, направо, налево. Проколоть с конца, чтобы кончик палочки высунулся в прямоугольник дырочки. Загладить звуковую часть по палочке.
9. В руки бабы вложить готовый «кувшин» – свисток.
10. С помощью тонкого конца кисти или стека оформить край «шляпы».
11. Готовое изделие оставить на несколько дней сохнуть. Нельзя сушить изделие вблизи батареи, плиты, на печи, т.к. в этом случае оно сразу дает трещины и может развалиться на кусочки. Обжечь в муфельной печи при температуре 900 градусов.
12. На заключительном этапе нанести традиционный узор – расписать «юбку» бабы и «кувшин». Нарисовать лицо.
В ХV – ХVIII веках мастера- игрушечники использовали в своей работе довольно большой набор специальных инструментов в виде различных палочек. В XIX – XX веках число таких инструментов уменьшилось (сестры Гончаровы иногда нарезку небольшого объема делают ногтем указательного пальца). В начале XX века были попытки использовать штампики. В ХV – ХVIII веках мастера- игрушечники использовали в своей работе довольно большой набор специальных инструментов в виде различных палочек. В XIX – XX веках число таких инструментов уменьшилось (сестры Гончаровы иногда нарезку небольшого объема делают ногтем указательного пальца). В начале XX века были попытки использовать штампики.
За несколько столетий своего существования старооскольский народный промысел глиняной игрушки постоянно менялся. Если в древности эти изменения осуществлялись довольно медленно, то в XIX веке наблюдается существенное упрощение формы игрушек, переход на более производительные технологии, использование краски для украшения игрушек, появляются композиции из нескольких фигурок. Возрожденная в конце XX века старооскольская глиняная игрушка претерпела наиболее существенные изменения: улучшилось качество отделки поверхности игрушки, появилась новая еще более производительная технология (морковная), начали использовать для раскраски игрушек различные краски и новые орнаменты, появились на грудках коней и птичек солярные знаки, смысл которых на нашей территории был утрачен видимо еще в ХV – ХVП веках, появилось множество новых видов игрушек, стало очень заметно влияние на нашу игрушку других народных промыслов.
Спасибо за внимание!