Лекция 2 «ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИСКУРСА»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Образование как общественное явление и педагогический процесс Лекция 3.
Advertisements

Образовательная среда как фактор развития личностной эффективности.
Социокультурное проектирование в воспитальной системе современного образовательного учреждения.
Компетентностный подход в проектировании ООП ВПО.
Федотова А.В., методист ГИМЦ г.Комсомольск-на-Амуре Роль универсальных учебных действий в системе современного общего среднего образования.
Социальное проектирование как средство активной социализации ребёнка.
Педагогический процесс как система Можно и нужно учителя вооружить педагогическим инструментарием, и тогда его место будет самым лучшим местом под солнцем.
Среда - ближайшее окружение субъекта, во взаимодействии с которым он формирует и проявляет свои лучшие качества.
Деятельностный подход в обучении как механизм формирования универсальных учебных действий.
Анализ личностно - ориентированного урока. Анализ -
Личностно- ориентированный подход в обучении на уроках истории и обществознания.
«Формирование универсальных учебных действий в основной школе»
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ОБРАЗОВАНИИ: АНДРАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД Автор: Кукуев А.И. к.п.н., доцент кафедры управления образованием ПИ ЮФУ.
Педагогическое проектирование. Проектирование от латинского "proyectus", «брошенный вперед» - это создание модели, образа желаемого состояния объекта.
О региональных направлениях научно-методического сопровождения развития дошкольного образования Б.А. Куган, д.п.н. ректор Института развития образования.
LOGO Тенденции в инновационной деятельности учителя Иванова Ольга Анатольевна- д.п.н., профессор.
Воспитание как педагогический процесс.
Методический совет по теме: КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО- ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.
Технология описания педагогического опыта Подготовила: учитель начальных классов МОУ гимназии 44 имени В.Н.Деева Сенницкая Надежда Александровна.
Проектно-исследовательская деятельность в школе. Что такое проект? Что такое исследование? Какие принципиальные отличия между проектом и исследованием?
Транксрипт:

Лекция 2 «ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИСКУРСА»

Интегративно-целостный подход позволяет: обнаружить философско-педагогическое основания для объяснения истоков неоднородности, множественности, мозаичности педагогического дискурса; показать закономерности и принципы, действенность и жизнеспособность предлагаемой модели процесса проектирования педагогического дискурса.

Педагогический дискурс ( мы определили данное понятие )– это объективно существующая динамическая система ценностно-смысловой коммуникации субъектов образовательного процесса, функционирующая в образовательной среде, включающая участников дискурса, педагогические цели, ценности и содержательную составляющую, обеспечивающая приобретение обучаемыми опережающего опыта в проектировании и оценке любого педагогического или социального явления в соответствии с нормами культуросообразной деятельности.

Аспекты педагогического дискурса : цель, участники, образовательная среда, содержательная составляющая, условия общения, стилистическая специфика педагогического взаимодействия.

1.Цель педагогического дискурса носит трехкомпонентный характер: в профессиональной области - формирование ключевых компетентностей участников образовательного процесса, в общественной жизни - полноценная социализация личности в обществе, в личностной сфере - становление самоценной личности. Общая цель педагогического дискурса заключается в создании условий для развития гуманистической личности, способной к самореализации в постоянно меняющемся современном мире.

2. Участники: Характеристика участников педагогического дискурса включает анализ их статусно- ролевых функций, мотивов, ценностей, профессионально значимых личностных качеств, индивидуальной интерпретации смыслов.

3. Образовательная среда: Создание гуманитарной образовательной среды в учреждении предполагает обеспечение определенной морально- психологической обстановки, подкрепленной комплексом мер организационно-управленческого, методического и психологического характера, обеспечивающих обретение обучающимися гуманитарной культуры и стимулирующих собственную культуросообразную деятельность.

4. Содержание: переход от академического изложения содержания образования к построению в ходе профессионально-педагогической подготовки «живого знания» (В.П. Зинченко). Возникает сложная педагогическая проблема преобразования содержания образования из безличной формы всеобщности в личностную педагогическую культуру учителя.

5. Условия общения: Общение происходит в рамках определенного социального института. Стратегия поведения участников дискурса, коммуникативная доминанта, учет социально, культурно, личностно значимых условий и обстоятельств конкретной коммуникативной ситуации определяются типом общения (личностно или статусно ориентированное), а также целями данного педагогического дискурса.

6. Стиль взаимодействия: Совместная деятельность участников образовательного процесса, преследующий педагогическую цель, опирающийся на установленные нормы и ценности, имеющая следствием изменения в ценностях, установках, деятельности, личностном миропонимании, поведении, развитии соответствующих знаний, умений, навыков и формировании компенций.

«Определение принципов практической деятельности есть не исходный пункт исследования, а его заключительный этап, поскольку принципы верны лишь тогда, когда соответствуют сущности этой деятельности» (И.Ф. Харламов)

Классические педагогические принципы: гуманизм, человекосообразности (природосообразности), демократизации, индивидуализации, целостности, целенаправленности, системности, культуросообразности.

Принципы проектирования педагогического дискурса: научно-теоретические - принципы системности, целостности, культуросообразности; психолого-педагогические - принципы диалогичности, рефлексивности, коммуникативного сотрудничества, личностно- смысловой контекстности, субъектной активности; организационно-практические - принципы прогностичности, конструктивности, обратной связи.

Принцип диалогичности «Диалог - это столкновение разных умов, разных истин, несходных культурных позиций, составляющих единый ум, единую истину и общую культуру» (М.М. Бахтин).

Принцип культуросообразности Каждый участник проектирования дискурса во все большей мере становится автономным интерпретатором усвоенных и творцом новых культурных образцов.

Принцип коммуникативного сотрудничества Установка на взаимное понимание друг друга, интерес к личности партнера, благожелательное стремлением пойти навстречу в понимании, не исключающем при этом противоположность личных позиций партнеров по коммуникации.

Принцип рефлексивности Каждый субъект новое, принятое внеоценочным образом знание, «впущенное» в пространство своего сознания, должен осмыслить, соотнеся с кругом проблем, задач, вопросов, которые не решены в рамках его собственного парадигмального пространства». «Я» - «МЫ» - «Я»

Принцип личностно- смысловой контекстности Контекстное осмысление педагогического дискурса, т.к. для современной педагогической теории и практики как личностно ориентированной гуманитарной области знания существует лишь контекстное толкование любого понятия и явления.

Принцип субъектной активности Способность к самостоятельному осмыслению и трактовке процессов, имеющих педагогическую природу; оценка целесообразности и обоснованности внесения различных по масштабу авторских модификаций в педагогический дискурс; оригинальность выбора средств, способов и приемов своей деятельности для достижения намеченного конечного результата.

Принцип прогностичности Постепенный переход от проектного замысла через формулирование целей, задач, реализацию намеченной программы и структурирование действий в определенной преобразовательной логике, к получению желаемого конечного продукта и его экспертизе на основании заранее выработанных критериев.

Принцип обратной связи Получение информации о результативности и соответствующая корректировка дальнейших действий.

Благодарю за внимание!