Жизненный цикл семьи Выполнила студентка факультета психологии НГПУ Горбовская М.В.
Общие представления о жизненном цикле семьи Жизненный цикл – некоторая последовательность смены событий и стадий, которые проходит любая семья. Смена происходит из-за определенных объективных причин, например – возраст, рождение, смерть и т.п. Чтобы перейти на новую ступень развития, семье необходимо: совершить изменения в своей структуре; адаптировать к текущей ситуации основные правила семейного функционирования; выработать новый образ самих себя. Периоды стабилизации в точке перехода сменяются кризисами. Успешность решения задач предыдущих стадий определяет и успешность прохождения следующих.
Период ухаживания (монада) Задачи, которые решаются на этой стадии: Дифференцировать себя от родительской семьи. Сформировать собственную идентичность. Развить близкие отношения с равными (членами своего круга), профессиональную карьеру, взрослый стиль жизни. Установить сбалансированные отношения с расширенной семьей. Применить на собственном опыте правила родительской семьи. Укрепить личные границы. Развить навыки взаимодействия с противоположным полом. Трудности, которые могут возникнуть на этой стадии: Эмоциональная дифференциация. Отношения с членами своего круга: изоляция, одиночество.
Молодые супруги без детей (диада) Два взрослых, независимых человека объединяются вместе. Они должны совместить свой жизненный опыт, распределить роли в семье, правила, обязанности Задачи, которые решаются: Установить семейные границы (внутренние и внешние). Создать оптимальный баланс близости и отдаленности. Распределить роли в семье. Установить иерархию. Договориться о семейных правилах. Согласовать дальнейшие жизненные планы. Понять и принять друг друга. Трудности, которые могут возникнуть: Ощущение «ловушки» Страх выявленных различий. Изоляция Сексуальные проблемы (из-за неопытности, разницы в воспитании, в личном опыте). Проблемы управления домашним хозяйством. Проблемы с родственниками.
Рождение первого ребенка (триада) Задачи, которые решаются: Пересмотр установившихся правил поведения и разделения функций. Принятие родительских ролей. Ревизия отношений с расширенной семьей. Согласование представлений о воспитании ребенка. Справиться с энергетическим истощением и недостатком частной жизни Трудности, которые могут возникнуть: Увеличивается дистанция между супругами. Мужчина чувствует себя «ненужным» в семье. Дефицит самореализации матери вне семьи. Риски триангуляции. Неоправданные ожидания, связанные с рождением ребенка.
Рождение второго ребенка (и последующих детей) эта стадия похожа на предыдущую, но задачи этой стадии приходится решать по-новому: другой ребенок – другой характер. Чаще всего второй ребенок – это ребенок «для родителей» - его заводят более осознанно. Задачи, которые решаются: Адаптироваться к потребностям ребёнка в поддержке процесса его роста. Адаптироваться к новым условиям семьи; Включить нового члена семьи в систему; Трудности, которые могут возникнуть: (Помимо трудностей предыдущего этапа) Соперничество между сиблингами. Соперничество между сиблингами. Новые возможности для коалиций и усиления борьбы за власть. Новые возможности для коалиций и усиления борьбы за власть. Сложности в «переносе навыков» с предыдущего этапа (недооценка уникальности личности нового ребенка и новой ситуации). Сложности в «переносе навыков» с предыдущего этапа (недооценка уникальности личности нового ребенка и новой ситуации).
Выход детей во внешний мир Ребенок впервые идет в школу. Особенно остро переживается в гиперсоциализирующихся семьях (которые почти не имеют своих внутренних правил, а присваивают себе социальные). Задачи, которые решаются: Проверка эффективности семейного воспитания внешними институтами. Разделить ответственность за социализацию с внешними институтами. Вписаться в общность семей с детьми школьного возраста конструктивным путём. Развить индивидуализированные роли, не основанные на семейной ответственности. Трудности, которые могут возникать: Трудности, которые могут возникать: Трудность в эмоциональным самовыражении ребёнка. Трудность в эмоциональным самовыражении ребёнка. Трудность с урегулированием новых влияний на семью со стороны школы, круга друзей ребёнка; конфликты с другими культурами. Трудность с урегулированием новых влияний на семью со стороны школы, круга друзей ребёнка; конфликты с другими культурами. Трудности, связанные с принятием решений женщиной в профессиональной сфере. Трудности, связанные с принятием решений женщиной в профессиональной сфере.
Зрелая стадия брака (семья подростка) начинается с момента достижения ребенком половой зрелости и продолжается до его ухода из семьи. С наступлением подросткового периода правила и роли в семье вновь следует изменить. В брачных отношениях супруги сталкиваются с переменами. Эти отношения проходят переоценку. Задачи, которые решаются: Сбалансировать свободу и ответственность как факторы развития подростка. Увеличить гибкость семейных границ для того, чтобы дети могли приходить и уходить. Развить партнёрство и идентичность в семье и вне семьи. т.е. провести эмоциональную сепарацию подростка от родителей. Перераспределить роли с учетом изменения стиля жизни подростка. Наладить собственные отношения без участия ребенка. Трудности, которые могут возникнуть: Конфликты родителей и подростков, особенно по поводу независимости. Совпадение подросткового кризиса у подростка с кризисом среднего возраста у родителей. Приспособление к возрастным изменениям самих супругов. Необходимость ухода за престарелыми родителями, переживание их смерти.
Выросшие дети покидают дом («стадия опустевшего гнезда») Этот этап начинается в ухода из дома последнего ребенка и может быть не кризисным, если супругам удалось дать детям и автономию и близость. Задачи, которые решаются: Отпустить молодого взрослого человека, но сохранять поддерживающую домашнюю базу. Перераспределить роли. Компенсировать утратившие актуальность родительские функции. Вновь научиться взаимодействовать в диаде, «глаза в глаза». Трудности, которые возникают на этой стадии: Трудности в разделении. Проблема стагнации родительских чувств. Повышение родительской тревожности, эмоциональная независимость зависимость от детей. Трудности с самореализацией вне родительства. Обострение старых разногласий и проблем.
Последние стадии жизненного цикла * Родители среднего возраста (от момента, когда последний ребёнок покидает дом, до ухода на пенсию). Задачи, которые возникают на этой стадии: - Перестроить материальные отношения. - Поддерживать родственные связи со старшим и младшим поколениями. - Сохранить идентичность/функциональность в ситуации психологического спада. - Найти хобби, увлечения вне работы Трудности, которые возникают на этой стадии: - Тяжесть потери родительской роли или перераспределения супружеских ролей. Чувство «покинутости» того супруга, который раньше оказывается на пенсии. - Индивидуальные переходы: менопауза, «кризисы» карьеры в середине жизни, столкновение со старением. - Неспособность принять статус прародителя; конфликты с родственниками по закону. - Трудность в предоставлении, эмоциональной, финансовой, физической поддержки взрослым детям и собственным пожилым родителям.
Переход к стареющей семье – уход на пенсию Задачи, которые возникают на этой стадии: - Принять и адаптироваться к уходу на пенсию. Трудности, которые возникают на этой стадии: - Трудности в урегулировании изменений супружеской роли, потеря социальных сетей и связей, связанных с работой, время досуга. - Финансовые проблемы: уменьшенный или недостаточный доход. - Проблемы со здоровьем.
Последние стадии жизненного цикла семьи (от ухода на пенсию до смерти первого из супругов) Задачи, которые решаются: Переживание смерти своего супруга. Принятие на себя функций умершего. Адаптироваться к психологическому спаду. Возобновление (активизация) контактов с другими родственниками. Принятие роли «старшего поколения», включая переход центральной роли к старшим детям. Поиск смысла жизни. Переживание кризиса конца жизни. Трудности, которые могут возникать: Трудности, которые могут возникать: Реакция горя. Реакция горя. Одиночество, социальная изоляция, другие негативные ролевые изменения. Одиночество, социальная изоляция, другие негативные ролевые изменения. Позиция «доживания». Позиция «доживания». Хронические, связанные с возрастом, проблемы физического и душевного здоровья. Хронические, связанные с возрастом, проблемы физического и душевного здоровья. Конфликты, связанные со смещением власти в поколениях. Недовольство прожитой жизнью и вследствие этого – окружающими. Конфликты, связанные со смещением власти в поколениях. Недовольство прожитой жизнью и вследствие этого – окружающими. Страх смерти. Страх смерти.
Для каждой фазы жизненного цикла семьи существуют примерные возрастные рамки, свойственный каждой культуре. В случае сильных отличий возраста членов семьи от нормативных можно прогнозировать возможные трудности перехода. Наиболее распространенные отклонения: поздние или слишком ранние браки, ранний или поздний возраст заведения детей, большая возрастная разница между супругами, долгие или очень короткие промежутки между знакомством и браками или между браками.
Семья повторного брака - проходит через дополнительные этапы развития. Такие смешанные семьи должны проходить одновременно 2 процесса развития: в соответствии с возрастом семьи; в соответствии с возрастным этапом членов семьи. 1. Сепарация / развод. Задачи: Эмоциональное отделение от бывшего партнера. Обретение чувства собственного достоинства и независимости. Разрешение себе горевать о разрушенном браке. Приспособление к реакции на развод со стороны членов расширенной семьи. 2. Неполная семья. – Реорганизация семьи для обеспечения ухода за ребенком (новые обязанности). Преодоление чувства вины и гнева. Создание новой системы социальной поддержки. 3. Ухаживание. – Появление желания близких отношений. Принятие конфликта в новых отношениях без страха. Подготовка ролей для новых членов семьи. 4. Повторный брак – Установление новых традиций. Создание новых альянсов, границ