Экологическая культура школьников Автор: Молчанова Елена, ученица10«А» класса ГБОУ СОШ 276, Руководитель: Носова Е.Н., учитель биологии ГБОУ СОШ 276.
Экологическая культура – это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности. Без соответствующего уровня культуры люди могут хоть и обладать необходимыми знаниями, но не владеть ими. Экологическая культура человека включает его экологическое сознание и экологическое поведение
Актуальность: Сегодняшние школьники в будущем станут взрослыми людьми. На их плечи ляжет величайшая ответственность за жизнь нашего общества, за судьбу всей Земли. И каждому из них необходимо чувство любви к природе, уважение ко всему живому, забота о нем, способность предвидеть последствия своего поведения в природной среде.
Цель: Пропаганда экологических знаний среди младших школьников, воспитание у них экологической культуры.
Задачи: 1.Изучить и провести анализ литературы по проблеме исследования. 2.Сообщение школьникам экологических знаний. 3.Обучение детей навыкам бережного отношения к природе. 4.Обучение детей бережному использованию воды, электроэнергии, продуктов питания. 5.Формирование представлений о природных объектах и процессах, о связях человека и природы. 6.Учить прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде. 7.Включение учащихся в исследовательскую и практическую деятельность. 8.Анализ и обобщение опыта работы школы; 9.Анкетирование учащихся и обработка полученных данных.
Объект: школьники Предмет: уровень экологической культуры школьников
Анкета 1.Убеждены ли вы в необходимости сохранения природы? почему? 2.Проявляете ли Вы интерес к экологическим проблемам? (Да, нет, редко) 3.что такое природа? 4.Что такое экология? 5.Что такое охрана природы? 6.Каковы правила поведения человека в природе?(три наиболее важных по вашему мнению) 7. Имеет ли природа ценность для вас лично? 8. Испытываете ли Вы потребность в постоянном общении с природой?
Анкета 9.Какие экологические, природоохранные дела проводились в вашей школе? 10.Что Вы сделали и что смогли бы еще сделать полезного по защите природы?(перечислите, если возможно 5 мероприятий) 11.Привлекает ли Вас природоохранная деятельность? 12.Какой поступок Ваших товарищей Вы считаете самым хорошим(плохим)по защите природы? 13.Что по Вашему мнению люди могли бы сделать наиболее полезного по охране природы?(приведите несколько примеров) 14.Каким принципами должен руководствоваться человек, строя свои отношения с природой?(назовите хотя бы три принципа) 15.Как вы оцениваете уровень своей культуры?
10 и 11 классы
5 классы
Анализ результатов В объяснение, почему надо сохранять природу у старшеклассников отражается тревога не только за свое поколение, но и за будущие, тогда как у пятиклассников только забота о себе и своих близких. Определение природы дается во всех ответах похоже и правильно, но у младших школьников человек не рассматривается как часть природы. Определение экологии в старших классах отражает взаимоотношения живых организмов и среды, а у 5-х классов оно сводится к охране и защите природы. Хорошими поступками у всех опрошенных является уборка мусора или то, что человек не мусорит.
Анализ результатов Плохим поступком считают создание несанкционированных свалок. Все опрошенные знают экологические мероприятия, которые проводятся в школе. Список мероприятий полезных для природы, которые были сделаны или могли бы быть сделаны более длинный у старших классов. Основные принципы человека при общении с природой у старшеклассников: ответственность, уважение, решительность, а у пятиклассников: любить природу, ухаживать за природой, не нарушать баланс с природой
10 и 11классы 5 классы
Ежегодно проводились конкурсы экологических поделок
Дефиле экологических костюмов
Конкурсы экологических фотографий
Рекомендации: Начинать проводить экологические мероприятия с первого класса. Продолжать реализацию проекта на большем количестве школьников. Активнее включать учащихся в исследовательскую и практическую деятельность. Использовать игровые и творческие формы работы экологического содержания. Проведение с учащимися экологических акций.
Практическая значимость Практическая значимость проекта определяется возможностью широкого использования его результатов в практической деятельности школы 276 и образовательных учреждений Красного Села. Например, экскурсию по Верхнему парку можно использовать для летнего лагеря, на уроках биологии и для продленки. Материалы исследовательских работ можно использовать как на уроках, так и для внеурочной деятельности.
Спасибо за внимание!