МАТЕМАТИКА 5-6 Авторы: Козлова С.А., Рубин А.Г. Образовательная система «Школа 2100»
2 Курс математики в ОС «Школа 2100» Образовательная система «Школа 2100» Цель ПринципыТехнологии
Общая цель - формирование функционально грамотной личности
Функционально грамотная личность – это человек, который обладает потенциалом к саморазвитию, умеет учиться и самостоятельно добывать знания; владеет обобщенным целостным представлением о мире (картиной мира); привык самостоятельно принимать решения и нести за них персональную ответственность; усвоил положительный опыт и завоевания предыдущих поколений, сумел проанализировать его и сделать своим собственным, тем самым заложив основу своей гражданской и национальной самоидентификации. толерантен по своей жизненной позиции, понимает, что он живет и трудится среди таких же личностей, как и он, умеет отстаивать свое мнение и уважать мнение других; эффективно владеет вербальными и невербальными средствами общения и использует их для достижения своих целей; способен жить в любом социуме, адаптируясь к нему.
Цель достигается общими принципами общими технологиями элементами содержания
6 Психолого-педагогические принципы (А.А. Леонтьев) П р и н ц и п о б у ч е н и я д е я т е л ь н о с т и П р и н ц и п п с и х о л о г и ч е с к о й к о м ф о р т н о с т и П р и н ц и п ц е л о с т н о й к а р т и н ы м и р а П р и н ц и п у п р а в л я е м о г о п е р е х о д а о т д е я т е л ь н о с т и в у ч е б н о й с и т у а ц и и к д е я т е л ь н о с т и в ж и з н е н н о й с и т у а ц и и
7 Психолого-педагогические принципы курса Принцип обучения деятельности Принцип психологической комфортности Принцип минимакса Принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации
8 Технологии, заложенные в учебники «Школы 2100»: основа реализации этих принципов Проблемно-диалогическая технология: изучение нового материала Технология продуктивного чтения: чтение и понимание текстов Технология оце нивания учебных успехов: контроль результатов
НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ к образовательному результату, ОБОЗНАЧЕННЫЕ ФГОС – это всестороннее развитие личности учащегося
Для правки структуры щелкните мышью Второй уровень структуры Третий уровень структуры Четвёртый уровень структуры Пятый уровень структур ы Шестой уровень структур ы Седьмой уровень структур ы Восьмой уровень структур ы Девятый уровень структурыОбразец текста – Второй уровень Третий уровень – Четвертый уровень » Пятый уровень УУД Регулятивные (организационные) - умения организовывать свою (в том числе учебную) деятельность Познавательные (интеллектуальные) - умения результативно мыслить и работать с информацией в современном мире Личностные (оценочные) - умения самостоятельно делать выбор в мире ценностей и поступков и отвечать за этот выбор Коммуникативные - умения общаться, взаимодействовать с людьми, читательские умения 17
Как целенаправленно формировать универсальные учебные действия на основе наших программных материалов Программа личностного развития и формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального образования Соотнесение личностных результатов и универсальных учебных действий по материалам ФГОС и в терминах ОС «Школа 2100» Связь личностных и метапредметных результатов с содержанием учебных предметов, технологиями и формами работы Типовые задания, направленные на получение личностных и метапредметных результатов
Формирование познавательных УУД основа для формирования и производная от предметных умений
Что такое познавательные УУД? ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ: работа с информацией и создание речевых высказываний, работа с текстом; ЗНАКОВО-СИМВОЛИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ: процессы моделирования ; ЛОГИЧЕСКИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ: анализ, синтез, классификация, сериация, построение логической цепочки рассуждения; ПОСТАНОВКА и РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ Извлекать информацию : ориентироваться в системе знаний, осознавать необходимость информации, добывать её. Перерабатывать информацию. Универсальные логические действия: анализ, синтез, выбор основания для сравнения, сериации, классификации, установление аналогии и причинно-следственных связей, выстраивание логической цепочки. Создание и преобразование моделей. Преобразовывать информацию из одной формы в другую в виде таблиц, схем, опорного конспекта, плана текста. Регулятивные УУД Под ред. А.Г. Асмолова «Школа 2100»
Познавательные универсальные учебные действия Предметное содержание Проекты и жизненные задачи Система понятий и правил Технология продуктивного чтения Извлечение информации из текста Универсальные логические действия Рассуждения, выводы Работа с моделями Представление информации Проблемно- диалогическая технология Выдвижение предположенийЛогические выводы Постановка и решение проблем Поиск информации по теме проекта Научные кружки, факультативы
Формирование регулятивных УУД положительно отражается на качестве освоения предметного содержания
Регулятивные УУД обеспечивают организацию этапов учебной деятельности Целеполагание; Планирование; Самооценка (рефлексия); Коррекция.
Целеполагание постановка учебной задачи: соотнесение того, что уже известно и усвоено, и того, что ещ ё неизвестно
Планирование составление плана и последовательности действий (определение последовательности промежуточных целей с уч ё том конечного результата)
Самооценка сличение с заданным эталоном а)способа действия; б) результата действия
Коррекция (в случае расхождения с эталоном) внесение необходимых дополнений и корректив в план; способ действия.
Предметное содержание Учебный процессУчебный процесс ВнеурочнаяВнеурочная Проекты и жизненные задачи деятельностьдеятельность Регулятивные универсальные учебные действия Технология оценивания Проблемно- диалогическая технология Математика, Информатика, Русский язык Технологии Порядок действий Алгоритмы Порядок операций Самостоятельное выполнение действий в группе и индивидуально Реализация оригинальных замыслов: от идеи через планы и эскизы к результату Окружающий мир Проведение экспериментов Оценивание результата Постановка учебной задачи Составление плана учебных действий
Формирование коммуникативных УУД
Доносить свою позицию до других владея приёмами монологической и диалогической речи; оформляя свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ; при необходимости отстаивая свою точку зрения, аргументируя ее; подтверждая аргументы фактами; критично относясь к собственному мнению.
Понимать другие позиции (взгляды) слушая других, пытаясь понимать другую точку зрения, будучи при этом готовым изменить свою точку зрения; читая тексты учебников и выдвигая при этом вопросы к тексту и отыскивая ответы.
Договариваться с людьми согласовывая с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща ; организовывая учебное взаимодействие в группе (распределяя роли, договариваясь друг с другом и т.д.); прогнозируя последствия коллективных решений.
Предметное содержание Учебный процессУчебный процесс ВнеурочнаяВнеурочная Проекты и жизненные задачи деятельностьдеятельность Коммуникативные универсальные учебные действия Технология оценивания Проблемно- диалогическая технология Самостоятельное выполнение действий в группе и индивидуально Оценивание результата Совместное решение учебной задачи
РЕАЛИЗАЦИЯ ЭТИХ ИДЕЙ В УЧЕБНИКАХ
28 Принцип обучения деятельности Проблемно- диалогическая технология и технология продуктивного чтения Уроки нового знания– готовые сценарии с проблемным диалогом
Проблемно-диалогическая технология (постановка и решение учебных проблем) 1.Этап актуализации знаний 2. Этап «Открытия» нового и формулирование темы урока 3. Этап первичного закрепления 4. Этап самостоятельной работы 5. Этап тренинга
30 Технология продуктивного чтения Изучающее чтение на уроках математики Цели чтения: понимание; применение. Алгоритм работы: Выделение основных единиц информации; Установление взаимосвязей; Представление информации в виде вспомогательной модели (рисунок, схематический рисунок, краткая запись); Работа с моделью текста или для уяснения и запоминания смысла (если это определение, правило и т.д) или для построения алгоритма действия (учебная задача)
31 Принцип психологической комфортности Снятие стрессообразующих факторов учебного процесса. Создание в учебном процессе стимулирующей творческую активность школьника атмосферы. Учим решать учебные задачи Даём возможность продвигаться в своей траектории развития Создаем комфортную обстановку для учения
36 Технология оценивания учебных успехов ЧТО: решение задач – оценка + отметка КТО: Ученик (самооценка) и Учитель в диалоге
Принцип минимакса Сначала ученик должен изучить обязательную часть – минимум, а потом может выбирать максимум по своим интересам.
38 Принцип минимакса Задания до самостоятельной работы – стандарт. Это минимум. Задания после самостоятельной работы – индивидуальные траектории продвижения. Это максимум.
Принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации: учим решать жизненные задачи и организовывать проектную деятельность
45 Как сделать так, чтобы заявленная цель не была просто декларацией? 45 Функционально грамотная личность УУД : регулятивные, познавательные,, коммуникативные Личностные результаты Цели предметов – линии развития (какие жизненные задачи помогает решать) Учебные задания, предметные умения и универсальные учебные действия
46 Комплект учебников как средство системного развития школьника Химия География Обществоведение Биология История Русский язык Литература Чтение карт Картина мира Оценка рисков отношений человека и природы Оценка отношений человека и общества Понимание текстов Создание текстов Оценка роли языка в культуре Язык как система знаков Литература как система образов роль жизни Становление общества Связи в обществе Территориальные комплексы Превращения веществ Физика Общие законы природы Математика Логические рассуждения