Организация групповой работы на уроках
При работе в группах: Возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся; Возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся; Меняется характер взаимоотношений между детьми: исчезает безразличие, приобретается теплота, человечность; Меняется характер взаимоотношений между детьми: исчезает безразличие, приобретается теплота, человечность; Сплоченность класса резко возрастает, дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя; Сплоченность класса резко возрастает, дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя; Растет самокритичность, дети более точно оценивают свои возможности, лучше себя контролируют; Растет самокритичность, дети более точно оценивают свои возможности, лучше себя контролируют; Учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей. Учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей.
Цели организации совместной учебной работы Дать эмоциональную поддержку, без которой многие дети не могут добровольно включиться в общую работу класса; Дать эмоциональную поддержку, без которой многие дети не могут добровольно включиться в общую работу класса; Дать возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах; Дать возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах; Опыт выполнения тех рефлексивных учительских функций, которые составляют основу умения учиться: цель – планирование - рефлексия. Опыт выполнения тех рефлексивных учительских функций, которые составляют основу умения учиться: цель – планирование - рефлексия.
Учитель при этом получает Дополнительные мотивационные средства для вовлечения детей в содержание обучения; Дополнительные мотивационные средства для вовлечения детей в содержание обучения; Возможность сочетать на уроке обучение и воспитание; Возможность сочетать на уроке обучение и воспитание; Возможность строить человеческие и деловые отношения с детьми. Возможность строить человеческие и деловые отношения с детьми.
Общие моменты организации групповой работы. Необходимо учитывать, что такой формы общения в детском опыте еще не было, поэтому ее надо культивировать с той же тщательностью, что и любой другой навык; Необходимо учитывать, что такой формы общения в детском опыте еще не было, поэтому ее надо культивировать с той же тщательностью, что и любой другой навык; Вводя новую форму сотрудничества, первоначально надо дать ее образец, при этом внимание акцентировать на формах взаимодействия – речевых клише: «Ты согласен?», «Не возражаешь?» и т. д. Вводя новую форму сотрудничества, первоначально надо дать ее образец, при этом внимание акцентировать на формах взаимодействия – речевых клише: «Ты согласен?», «Не возражаешь?» и т. д. Подбор детей в группы (объединять надо с учетом их личных склонностей); Подбор детей в группы (объединять надо с учетом их личных склонностей); Выбор рабочих мест в классе; Выбор рабочих мест в классе; Эмоциональный настрой групп на работу Эмоциональный настрой групп на работу
Организатор – отвечает за работу группы в целом; Организатор – отвечает за работу группы в целом; Спикер – выступает перед классом с готовым решением группы; Спикер – выступает перед классом с готовым решением группы; Секретарь – записывает высказанные идеи и решения; Секретарь – записывает высказанные идеи и решения; Критик – высказывает противоположную точку зрения, провоцирует возражения; Критик – высказывает противоположную точку зрения, провоцирует возражения; Контролер – проверяет, все ли поняли принятое решение. Контролер – проверяет, все ли поняли принятое решение.
Алгоритм движения при выполнении задания в группе 1. Повторение задания, которое будет выполняться для более осознанного его выполнения. 2. Анализ условия (разграничение границ знаний для нахождения способа решения поставленной задачи). 3. Выдвижение версии всеми членами группы (формулировка собственной точки зрения, выяснение точек зрения партнеров, выявление разницы). 4. Обоснование версий, их проверка, исключение неподходящих для выполнения задания. 5. Совместное принятие решения. 6. Анализ решения задачи, его оформление. 7. Проговаривание в группе выступления спикера. 8. Представление решения спикером.
Не стоит делать при организации групповой работы. – Нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать; – Разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один; – Групповая работа должна занимать не более минут в 1-2 классах, не более минут в 3-4 классах. – Нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями. – Нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.
В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически.