Деятельностный метод обучения «Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации…» Закон РФ «Об образовании», ст. 14
Проблемы реализации деятельностного метода Отсутствие преемственности между начальной и средней школой Не выявлены особенности реализации ДМ на предметах гуманитарного и естественнонаучного циклов Неготовность учителя к реализации ДМ Отсутствие УМК
Уровни освоения технологии деятельностного метода Содержательный: освоение концептуальных идей, целей, принципов изучение технологии ДМ Технологический: конструирование уроков разного типа Методический: выстраивание методики урока по технологии ДМ передача опыта реализации урока по технологии ДМ мониторинг деятельностного развития школьников
Концептуальные основы деятельностного метода Стратегическая идея - переориентация учебного пространства от человека «знающего» к человеку «умеющему». Дидактическая система метода строится на основе синтеза не конфликтующих между собой идей из концепций образования ведущих российских педагогов и психологов с позиций преемственности с традиционной школой.
Этапы ДМ, требующие саморазвития учителя 1. Самоопределение к деятельности создание условий для возникновения потребности включения в деятельность («хочу») выделение содержательной области («могу») 2. Фиксация затруднений в деятельности создание затруднения фиксирование затруднения школьниками 3. Выявление причины затруднения исследование проблемной ситуации постановка цели, уточнение темы урока, постановка учебной задачи
Этапы ДМ, требующие саморазвития учителя 4. Построение проекта выхода из затруднения выбор метода разрешения проблемной ситуации выдвижение и проверка гипотез с использованием моделей построение нового способа деятельности озвучивание и фиксирование знаково нового способа фиксирование решения задачи 5. Рефлексия деятельности самооценка деятельности на уроке фиксирование соответствие поставленной цели и результатов постановка цели последующей деятельности
Типология уроков деятельностного метода Урок открытия нового знания Уроки рефлексии Уроки методологической направленности Уроки обучающего контроля знаний
Конструирование урока развивающего контроля Проведение контрольной работы 1. Конструирование способов возникновения внутренней потребности включения в деятельность. 2. Установить тематические рамки контроля. 3. Установить форму и процедуру контроля. 4. Разработать задания для к/р. 5. Разработать эталон к/р. 6. Сконструировать критерий выставления оценки.
Конструирование урока развивающего контроля Анализ контрольной работы 1.Сконструировать диалог по формулированию цели урока. 2.Спроектировать этап воспроизведения контролируемых способов действия. 3.Конструирование способов возникновения внутренней потребности включения в деятельность. 4.Моделирование способов контроля самопроверки работ учащимися. 5.Продумать способы согласования оценки школьника с оценкой ученика. 6.Уточнить алгоритм исправления ошибок школьниками. 7.Зафиксировать способы действий, в которых допущены ошибки. 8.Разработать систему заданий для коррекции ошибок. 9.Выявить типовые ошибки. 10.Разработать задания для преодоления типовых ошибок. 11.Разработка заданий, аналогичных к/р для выборочного выполнения школьниками. 12.Подготовка эталона с/р.
Конструирование урока открытия нового знания 1.Смоделировать способ открытия нового знания. 2.Вычленить мыслительные операции, используемые при открытии нового знания. 3. Выделить и сформулировать новое знание. 4. Определить необходимые ЗУНы и способы их повторения. 5. Подобрать упражнения для этапа актуализации. 6. Смоделировать затруднение и способ его фиксации 7. Сформулировать метод решения учебной задачи. 8. Сконструировать диалоги для 3 и 4 этапов урока. 9. Составить с/р и эталон для самопроверки. 10. Определить приемы первичного закрепления. 11. Подобрать задания для включения нового знания в систему знаний. 12. Продумать форму этапа рефлексии.
Конструирование урока рефлексии 1.Анализ типичных ошибок и затруднений. 2.Составление списка способов действий, требующих тренинга и коррекции. 3.Подбор заданий для с/р на применение зафиксированных способов действий. 4. Подготовка эталона с/р. 5. Проектирование способов повторения способов действия. 6. Проектирование деятельности учащихся, не допустивших ошибок. 7. Конструирование диалога по уточнению алгоритма исправления ошибок. 8. Конструирование диалога для локализации затруднения. 9. Конструирование диалога по постановке цели деятельности на этапе локализации затруднения. 10. Составление с/р и эталона. 11. Проектирование способа коррекции ошибок на этапе с/р. 12. Определение способа проведения этапа рефлексии (итога урока).
Адаптивная модель ДМ Организационный момент Актуализация знаний Проблемное объяснение Первичное закрепление во внешней речи Самостоятельная работа с самопроверкой Включение в систему знаний и повторение Итог урока (рефлексия)