Урок - дискуссия Методика проведения МОУ СОШ 36 г Тюмени Из опыта работы учителя истории и обществознания НАлимовой Л.В.
Учебные занятия в старших классах Уроки нового материала (лекции) Уроки закрепления (семинары) Уроки – практикумы (лабораторные занятия) Уроки проверки знаний (зачеты) Уроки - обобщения
Формы организации обучения Фронтальные Изучение Изучение нового нового материала материала Контроль за ЗУН за ЗУН Повторение и обобщение материала материала
Формы организации обучения Индивидуальные Дифференцированный подход при изучении нового материала Виды конспектирования Письменный и устный опрос
Формы организации обучения Групповые Самостоятельное изучение темы изучение темы по пунктам плана по пунктам плана Подготовка докладов и содокладов Организация опроса При повторении и обобщении: дискуссия брейн-ринг зачет
Дискуссия – (лат. discussio) – исследование, рассмотрение, разбор Дискуссия – (лат. discussio) – исследование, рассмотрение, разбор Дискутировать – обсуждать что либо, спорить обсуждать что либо, спорить
Виды дискуссий: Дискуссия – диалог Групповая дискуссия Массовая дискуссия
Схема структурированной дискуссии 1.Тема. Эпиграф. Цель занятия. 2.Подготовка урока. Опережающее задание. Список литературы. Разбивка класса на дискуссионные группы. Постановка и объяснение задач. Определение состава групп (ведущий, эрудит, аналитик, критик, интегратор, протоколист).
Схема структурированной дискуссии 3. Вводное слово. 3. Вводное слово. Постановка проблемных вопросов Постановка проблемных вопросов Завязка дискуссии и познавательное Завязка дискуссии и познавательное задание на весь урок. задание на весь урок.
Схема структурированной дискуссии 4. Ход дискуссии. Первичное обсуждение данных (позиций) и выдвижение гипотез. Анализ информации в группах и обсуждение частных проблем. Выступление представителей групп. Обмен информацией. Организация спора-диалога. Обсуждение мнений. Подтверждение или опровержение гипотез. Первичное обсуждение данных (позиций) и выдвижение гипотез. Анализ информации в группах и обсуждение частных проблем. Выступление представителей групп. Обмен информацией. Организация спора-диалога. Обсуждение мнений. Подтверждение или опровержение гипотез.
Схема структурированной дискуссии 5.Подведение итогов дискуссии. Обобщение результатов работы групп. Соотнесение результатов групповой работы с общими проблемами. Возможные итоговые выводы. Оценка участников. 6. Домашнее задание
Схема проблемно-проектной дискуссии. 1.Т ема. Эпиграф. Цель занятия. 2.П одготовка урока. Опережающее задание. Список литературы. Знакомство с моделью анализа проблемы. Разделение проблемы на частные вопросы. Распределение участников.
Схема проблемно-проектной дискуссии. 3. Ход дискуссии. Исторический анализ проблемы. Предпосылки возникновения. Выявление трудностей, определяемых контекстом проблемы. Обсуждение мнений и точек зрения. Попытки решения проблемы, их итоги. Выдвижение гипотез по решению данной проблемы в определенных исторических условиях. Обоснование возможных альтернатив развития.
4.Подведение итогов. подготовка проектов по решению проблемы. Обсуждение вариантов решения. Возможности консенсуса и разбор предложенных альтернатив. Поиск группового соглашения. Оценка участников. 5. Домашнее задание.
Правила ведения дискуссии Нельзя критиковать людей, только их идеи. Не следует употреблять ярлыки и обидные высказывания. Цель дискуссии не в определении победителя, а в консенсусе. Все участники должны быть вовлечены в дискуссию. Выступления должны проходить организовано, с разрешения ведущего, перепалка недопустима.
Правила ведения дискуссии Каждый участник должен иметь право и возможность высказаться. Обсуждению подлежит все позиции. В процессе дискуссии участники могут изменить свои позицию. Строить аргументацию необходимо на бесспорных фактах. В заключение всегда должны подводиться итоги.
Памятка участнику дискуссии 1.Прежде чем выступать, определи четко свою позицию, идеи, которые предстоит отстаивать в дискуссии. 2.Проверь, правильно ли ты понимаешь суть темы. 3.Внимательно выслушай оппонента, затем уже излагай свою точку зрения. 4.Помни, что доказательством и лучшим способом убедить противника является четкая аргументация и безупречная логика.
Памятка участнику дискуссии 6. Спорь четко и искренне, не искажай мыслей и слов своих оппонентов. 7. Опровергая и доказывая, говори ясно, просто, отчетливо, старайся говорить своими словами, а не по «бумажке». 8. Если доказали ошибочность твоего мнения, имей мужество признать правоту своего оппонента. 9. Заканчивая выступление, подведи итоги, сформулируй выводы.
Спасибо за внимание