Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Санкт-Петербургский морской технический колледж Внутренний аудит образовательного учреждения Санкт-Петербург 2012 Вершинина Марина Константиновна, начальник отдела качества, (812)
7 внешних аудитов. Е жегодны е инспекционны е провер ки внешней независимой организацией на соответствие СМК Колледжа требованиям ИСО 9001 С 2005 года СМК Колледжа основательно проверялась: 95 внутренних аудитов
3 Аудит (проверка) - систематический, независимый и документированный процесс получения свидетельств аудита и объективного их оценивания с целью установления степени выполнения согласованных критериев аудита. МС ИСО 9000:2005 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь
«Внутренний аудит – это деятельность по предоставлению независимых и объективных гарантий и консультаций, направленных на усовершенствование деятельности в организации. Внутренний аудит помогает организации достичь поставленных целей, используя систематизированный и последовательный подход к оценке и повышению эффективности процессов управления рисками, контроля и корпоративного управления» Определение, данное Институтом внутренних аудиторов (the Institute of Internal Auditors)
5 Внутренний аудит для руководителя
6 Возможности внутреннего аудита Аудит - действенный механизм оценки эффективности деятельности ОУ.
7 Аудит - объективный источник информации Возможности внутреннего аудита
8 Аудит - механизм совершенствования системы менеджмента качества. Возможности внутреннего аудита
9 Аудит предоставляет гарантии руководителю Возможности внутреннего аудита
10 Аудит нацелен на решение проблем Возможности внутреннего аудита
11 Аудит ориентирован на предоставление консультаций Возможности внутреннего аудита
Принципы аудита Приверженность этим принципам является необходимым условием получения достаточной, достоверной и объективной информации по результатам аудита При подготовке и проведении аудита необходимо руководствоваться определёнными принципами
13 Принципы аудиторов 1. Этичное поведение – основа профессионализма 2. Добросовестное изложение – обязательство правдиво и точно представлять отчет 3. Должное профессиональное внимание – приложение усердия и рассудительности при проведении аудита 4. Позитивный подход – в ходе определения соответствия, стремление и нацеленность принести заказчику результатами аудита добавленную ценность
14 Принципы процесса проверки 1. Независимость – основа беспристрастности аудита и объективности заключений по результатам аудита. 2. Подход, базирующийся на доказательствах – рациональный метод достижения надежных заключений по результатам аудита
15 Принципы организации аудита 1. Принцип единообразности 2. Принцип системности 3. Принцип документированности 4. Принцип открытости 5. Принцип регулярности
16 Механизм аудита работает практически «сам», от руководителя требуется лишь: Демонстрация заинтересованности в результатах Формирование службы внутреннего аудита (создание команды грамотных аудиторов) Регламентация деятельности образовательного учреждения (внутренние нормативные документы, локальные акты)
17 Демонстрация заинтересованности Так как именно руководители ОУ являются лицами, наиболее заинтересованными в результатах внутреннего аудита, необходимо создать соответствующую атмосферу в организации и демонстрировать свою заинтересованность в эффективности процесса аудита.
18 1.Подбор кандидатуры руководителя службы (ему предстоит заслужить доверие и уважение как высшего руководства, так и руководителей проверяемых подразделений ОУ). 2.Определение ожиданий руководства и выработка целей и задач СВА. 3.Разработка модели внутреннего аудита, составление стратегического плана работы. 4.Разработка структуры СВА и бюджета СВА. 5.Подбор сотрудников и обучение Формирование службы внутреннего аудита
19 Важнейшими качествами внутреннего аудитора являются профессиональный скептицизм и самостоятельность мышления Формирование службы внутреннего аудита
Внутренний аудитор также должен обладать следующими качествами и навыками, большинство из которых развивается со временем: объективность, здравость суждений, хорошие аналитические способности, развитые коммуникативные навыки (умение «слушать» и «слышать»; умение четко выражать мысли и отстаивать свою точку зрения), работоспособность, умение работать в группе (команде). Формирование службы внутреннего аудита
21 Регламентация деятельности ОУ. - это постановка четких правил выполнения работ (функций), четкий порядок распределения обязанностей и ответственности. -Процедуры -Инструкции -Должностные инструкции -Положения о подразделениях -Положение об области деятельности (локальные акты)
22 Грамотные, чёткие документы - критерии аудитов В результате оценки свидетельств аудита относительно критериев аудита образуются наблюдения аудита, указывающие на соответствие, несоответствие или возможность улучшения. Регламентация деятельности ОУ
Наш опыт позволяет утверждать: Внутренний аудит – инструмент, достойный внимания руководителя