Корень учения горек, да плод его сладок
Тема урока: Полные и краткие прилагательные
Цель урока: знакомство с кратким прилагательным как особой формой полного прилагательного; определение его основных грамматических признаков и синтаксической роли определение особенностей использования в речи
Подле старой яблони работал дедушка. Яблоня была раскидиста, а дедушка сед и слаб. Он срывал с дерева спелые плоды и разбрасывал их во все стороны. Вот пришел человек с кожаным мешком и спросил его: – Что ты делаешь? – Я не даю яблоку упасть под дерево, – ответил старик. – Какой в этом смысл? – удивленно ответил человек. – Разве не разумнее было бы собрать душистые яблоки в мешок, отнести домой и есть их целую зиму? Тогда и морозы не были бы так трескучи, а ветры – не так колючи. – Эге, добр человек! Ответил старик. – К этой яблоне только двое знают дорогу: ты и я, но сколько существует дорог, где проходят люди, где вдоль дорог не растут яблони! Те плоды, что ты соберешь, ты съешь один. А то, что я разбросаю по дорогам жизни, подберут многие.
Проверь себя! Полные прилагательные Краткие прилагательные СтаройРаскидиста ДушистыеСед СпелыеСлаб ЦелуюТрескучи КожанымКолючи Добр
Устали?
Добры бобры идут в боры. Сел сокол на гол ствол. Дрозд, дрозд, прост, прост, кованый нос, железный хвост.
Какие из этих пословиц наиболее точно отражают смысл сказки? Твори добро, и тебе будет добро. Кто добро творит, тому Бог отплатит. Кто помогает людям, у того и свои желания сбываются. Ухаживай за деревьями в молодости – в старости оно окажет тебе поддержку. Что людям радеешь, то и сам добудешь. Жизнь дана на добрые дела. Делать добро поспешай. Яблоко от яблони недалеко падает.
Домашнее задание: Выполнить упражнение 273 или подобрать и записать пять пословиц, в которых встречаются краткие прилагательные, определить их грамматические признаки и синтаксическую роль.