РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ И СИСТЕМНОСТИ ПРИ РАБОТЕ НАД ЗАДАЧЕЙ
Немного истории Я.А. Коменский (1592 – 1670) Сознательность и активность; наглядность; последовательность и систематичность; упражнение и прочное усвоение знаний.
Адольф Дистервег (1790 – 1866) Начинай обучение, исходя из развития ученика, и продолжай его последовательно, непрерывно, без пропусков и основательно. Переходи от близкого к дальнему, от простого к сложному, от более лёгкого к более трудному, от известного к неизвестному. Распределяй каждый материал на известные ступени и небольшие законченные части. Распределяй и располагай материал таким образом, чтобы на следующей ступени при изучении нового снова повторялось предыдущее. Заботься о том, чтобы ученики не забывали того, что выучили.
Принцип последовательности и системности Предполагает преподавание и усвоение знаний в определённом порядке, системе, требует логического построения как содержания, так и процесса обучения. Подразумевает концентрическое усвоение материала, обеспечивает доступность и посильность обучения.
Простые задачи + – × :
Порядок работы над задачами Подготовка к введению простой арифметической задачи (составление рассказа по картинке, составление задачи по предметной и схематической иллюстрации). Знакомство со структурой задачи.
Задачи, раскрывающие смысл операции сложения. А. На ветке сидели 5 синиц и 2 воробья. Сколько всего птиц на ветке? Б. На ветке сидело 5 синиц. Потом прилетели ещё 2 воробья. Сколько всего птиц на ветке? С. Сначала с ветки улетело 5 синиц, а потом 2 воробья. Сколько всего птиц улетело?
Задачи, раскрывающие смысл операции вычитания. Знакомство с краткой записью условия. На ветке сидело 5 птиц. 3 птицы улетели. Сколько птиц осталось на ветке?
Задачи на увеличение числа на несколько единиц. А. Сначала во дворе гуляли 5 детей, а потом их стало на 3 больше. Сколько детей стало во дворе? Б. Во дворе гуляли 5 девочек, а мальчиков - на 3 больше. Сколько мальчиков гуляло во дворе? Задачи на уменьшение числа на несколько единиц.
Задачи на нахождение суммы со словами «столько, сколько». Витя решил 4 примера, Света – 6 примеров. Костя решил столько примеров, сколько Витя и Света вместе. Сколько примеров решил Костя?
Построение процесса обучения 1. Предметные модели 2. Вербальные модели 3. Схематические модели 4. Математические модели = 8
Комплекс учебных заданий 4 видов: задания на соотнесение моделей; задания на выбор модели; задания на изменение модели; задания на построение модели.
Задания на соотнесение моделей
Задания на выбор модели
Задания на изменение моделей 1. 2.
2 + 8 = 10
Задания на построение моделей Составь и реши задачу. Было – 7 …. Стало - ?, на 1 больше. Составь задачу, которая решается так: 17 – 4 = 13