Формирование детско- взрослой общности в школьном коллективе Формирование детско- взрослой общности в школьном коллективе ЯКУШ Ю.И. Директор МОУ «школа 56 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла г.Владивостока»
- это процесс социального влияния на личность под воздействием стихийных, относительно регулируемых и целенаправленных условий, с целью усвоения ей общественных норм, ценностей, смыслов, общественно и личностно значимых качеств, способов поведения, позволяющих выявить свои индивидуальные особенности и возможности, использование их в окружающей среде
- это составная часть процесса социализации, педагогически регулируемая и целенаправленная на формирование социальной зрелости и развития личности посредством включения ее в различные виды социальных отношений в общении, игре, учебе и социально-полезной деятельности
- это объединение субъектов (педагогов, детей, их родителей) ОУ на основе общих ценностей, ценностных ориентиров, норм, смыслов общения и взаимодействия, характеризующееся наличием общих традиций, инноваций, помощью и поддержкой друг друга с целью развития профессионализма педагогов, педагогической культуры родителей, успешной социализации и самореализации ребенка
МОДЕЛЬ ДЕТСКО-ВЗРОСЛОЙ ОБЩНОСТИ ШКОЛЫ родителиученикиУчителя, специали сты обществ енность ЦЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ Ценности-добродетели: доброта, эмпатия, толерантность, креативность, социальная активность Ценности-жизнедеятельности: свобода, сотрудничество, сотворчество, поддержка ЦЕЛИ Социализация Самореализация Идеи, нормы, смыслы общения (аксиологический компонент) КОМПОНЕНТЫ Саморазвитие детско- взрослых общностей Социально-педагогическая поддержка Традиции взаимоотношений и сотрудничества Условия: культурно-образовательная среда школы Педагогические инновации РЕЗУЛЬТАТ Педагогическая культура учителей, специалистов Базовая культура школьника Педагогическая культура родителей
пространство взаимодействия ее субъектов по созданию ценностных, базовых, функциональных, предметно- практических условий, обеспечивающих процесс развития и саморазвития базовой культуры школьника, педагогической культуры учителей и родителей учащихся
КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ШКОЛЫ Идеи, ценности (аксиологический компонент) БАЗОВЫЕ КОМПОНЕНТЫ Саморазвитие детско-взрослых общностей Социально- педагогическая поддержка Школьные традиции Педагогические инновации ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ информационныйдеятельностный (интерактивный) коммуникативныймировоззренческий ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ Психолого- педагогический компонент Организационно -управленческий компонент Материально- предметный компонент Знаково- символический компонент
оказание помощи ребенку со стороны педагогов и общества в осуществлении процесса социальной адаптации и социальной интеграции с целью раскрытия индивидуально заданных способностей и талантов при условии принятия интересов и норм общества для участия в его дальнейшем активном преобразовании в деятельности субъекта.
Цель: Создание действующих моделей детско- взрослых общностей в условиях культурно образовательной среды школы средствами образования
Задачи: * Анализ действующих моделей детско-взрослых общностей, культурно-образовательной среды школ и их сравнительная психолого-педагогическая оценка * Развитие системы информационной поддержки развития детско- взрослых общностей, культурно-образовательной среды школ. * Разработка научно-методического обеспечения становления и развития детско-взрослых общностей, культурно-образовательной среды школ * Фундаментальное обеспечение подготовки учителей и руководителей ОУ к работе по социально-педагогической поддержке в школе * Подготовка программ по работе с родителями, с педагогами и специалистами по развитию детско-взрослых общностей, культурно-образовательной среды школ * Апробации технологий развития системы социально-педагогической поддержки в ОУ, детско-взрослых общностей, культурно- образовательной среды школ в инновационной сети и массовой школе
семья Учебное пространство Пространство жизнедеятельности разновозрастного коллектива Социокультурное пространство
* Семья * Семья- это основа, где ребенок приобретает систему оценок,которую потом использует как инструмент для освоения пространства, внесемейной среды. * Учебное пространство. В учебных коллективах –школьных классах, кружках,секциях, ребенок осваивает культурные образцы. Условием успешной работы педагога является постоянное повышение квалификации, уровня культуры. * Пространство жизнедеятельности разновозрастного коллектива. Праздники и события происходящие в коллективе,объединяют и предают каждому участнику кол- ва значимость. * Социальнокультурное пространство. * Чтобы ребенок осваивал образцы, должна быть построена социальнокультурная среда, включающая : * Демонстрация образцов из разных областей науки, знакомство с носителями образцов деятельности, языка и т.п.
Старшая школа Обсуждение образовательных программ с точки зрения личных перспектив. Выстраивание индивидуальной образовательной траектории.
Подростковая школа Обсуждение образовательных программ (успехи, затруднения, риски, предложения).
Начальная школа Создание мест для совместной деятельности
* Спасибо за внимание!