Тема семинара Актуальные вопросы преподавания литературы в общеобразовательном учреждении ГУО «Средняя школа 15 г. Могилёва» 23 ноября 2010 года
1 вопрос Формы организации познавательной деятельности на уроках русской литературы Руководитель МО, учитель высшей категории Корнева Инесса Владимировна
2 вопрос Взаимодействие системы анализа художественных произведений и системы изучения теоретико- литературных понятий учитель первой категории Гордеева Ирина Николаевна
Взаимодействие системы анализа художественных произведений и системы изучения теоретико- литературных понятий Основные принципы изучения теории литературы в школе: 1. Учет возрастных особенностей учащихся (принцип доступности). 2. Последовательность формирования теоретико- литературных понятий (в средних классах – от простого к сложному, от частного к общему, в старших классах – наоборот). 3. Поэтапность в изучении теоретико-литературных понятий (наблюдение и применение на практике в процессе анализа литературного произведения). 4. Системность в изучении вопросов теории литературы в школе. 5. Взаимосвязь изучения теории литературы с чтением и восприятием художественных произведений школьниками. 6. Взаимосвязь формирования теоретико-литературных понятий и развитием речи учащихся. 7. Систематическое повторение и обобщение теоретико- литературных понятий и применение их на практике.
В раскрытии определенного понятия необходимо придерживаться такой последовательности: 1. Накопление фактов, характеристика литературных явлений. 2. Общее представление о признаках этого явления. 3. Определение понятия или установление его характерных признаков. 4. Закрепление существенных признаков понятия или его определения. 5. Применение понятия при анализе конкретного литературного явления. 6. Дальнейшее развития понятия, обогащение его новыми признаками. Взаимодействие системы анализа художественных произведений и системы изучения теоретико- литературных понятий
Теоретико-литературные понятия, изучаемые в 56-м классах, в основном охватывают внутреннюю структуру произведения от тропов до композиции. В теорию литературы, изучаемую в этих классах, включены и вопросы, проясняющие авторскую позицию: жанры литературных произведений (сказка, легенда, миф, летопись, былина, басня, рассказ, повесть, баллада, поэма), начальное понятие о прозе и поэзии, юморе, иронии, сатире, авторе и герое художественного произведения. Взаимодействие системы анализа художественных произведений и системы изучения теоретико- литературных понятий
В 78-м классах основной задачей литературного образования становятся актуализация нравственной проблематики литературного произведения и систематизация представлений о родах и жанрах литературы. Теория литературы включает в себя изучение литературных родов и жанров. Понятия, изученные в 56-м классах индивидуализируются в зависимости от рода и жанра. Вводятся понятия о творческой истории произведения, взаимодействии жизненного материала и художественного сюжета, биографии писателя и его мировоззрения.
Взаимодействие системы анализа художественных произведений и системы изучения теоретико- литературных понятий Теория литературы в 9-м классе помогает проследить исторические изменения в поэтике литературных родов и жанров и подчеркивает связь мировоззрения и художественного стиля писателя, выявляет формы выражения авторской позиции в произведениях различных искусств. Усложняются понятия о структуре произведения, о стихотворной речи, о национальном и индивидуальном началах в художественном стиле.
Взаимодействие системы анализа художественных произведений и системы изучения теоретико- литературных понятий В старших классах обучение эстетическому анализу и интерпретация художественных произведений требует знакомство учащихся с различными литературными категориями: - эстетических свойств и отношения искусства к действительности, - гносеологии искусства (художественный образ, метод), - аксиологии искусства (эстетические идеалы, классика), - социологии искусства (народность, общечеловеческое, национальное), - онтология искусства (стиль, художественное произведение, массовое и элитарное искусство), - антропология искусства (автор, художник, творческий путь), - морфологии искусства (роды, жанры, виды), - поэтики (художественное время, хронотоп, художественный мир, язык).
3 вопрос Система работы по развитию устной и письменной речи в процессе анализа художественного произведения учитель второй категории Ковалёва Наталья Валентиновна
4 вопрос Использование информационных технологий на уроках литературы. Презентации учитель первой категории Федина Ольга Алексеевна
5 вопрос Здоровьесберегающий аспект на уроке (физкультминутка) учитель высшей категории Брикнер Татьяна Юрьевна
6 вопрос Подготовка к ЦТ. Участие в репетиционном тестировании. Организация факультативных занятий по русскому языку методист РОО Гринёва С.В.
Практическая часть Открытый урок по литературе с использованием ИКТ «Я тоже была, прохожий! Прохожий, остановись!..» (Жизненный и творческий путь М.И.Цветаевой) учитель первой категории Лаганцова Галина Фёдоровна
Благодарим за внимание!!!