ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ОСНОВА ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПОДГОТОВИЛА ЗАМ.ДИРЕКТОРА ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ПРОНСКАЯ С.Е.
Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать тот моральный тонус школьной жизни, которая выражается в том, что каждый воспитанник о ком-то заботиться, о ком-то печется и беспокоится, кому-то отдает свое сердце. В.А. Сухомлинский
ЦЕЛЬЮ ШКОЛЫ ВСЕГДА ДОЛЖНО БЫТЬ ВОСПИТАНИЕ ГАРМОНИЧНОЙ ЛИЧНОСТИ, А НЕ СПЕЦИАЛИСТА. Альберт Энштейн
ВОСПИТАТЬ ЧЕЛОВЕКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО, НЕ ВОСПИТАВ ЕГО НРАВСТВЕННО, - ЗНАЧИТ ВЫРАСТИТЬ УГРОЗУ ДЛЯ ОБЩЕСТВА. Теодор Рузвельт
Первая заповедь. Я - Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов, кроме Меня. Первая заповедь. Я - Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов, кроме Меня. Вторая заповедь. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что наверху на небе, и что на земле внизу, и что в воде, ниже земли. Не кланяйся им, и не служи им. Вторая заповедь. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что наверху на небе, и что на земле внизу, и что в воде, ниже земли. Не кланяйся им, и не служи им. Третья заповедь. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно. Третья заповедь. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно. Четвертая заповедь. Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - Господу Богу твоему. Четвертая заповедь. Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - Господу Богу твоему. Пятая заповедь. Почитай отца твоего и мать твою. Пятая заповедь. Почитай отца твоего и мать твою. Шестая заповедь. Не убивай. Шестая заповедь. Не убивай. Седьмая заповедь. Не прелюбодействуй. Седьмая заповедь. Не прелюбодействуй. Восьмая заповедь. Не укради. Восьмая заповедь. Не укради. Девятая заповедь. Не произноси ни на кого ложного слова. Девятая заповедь. Не произноси ни на кого ложного слова. Десятая заповедь. Не желай ничего чужого и никому не завидуй ни в чем. Десятая заповедь. Не желай ничего чужого и никому не завидуй ни в чем.
Слова «воспитание» и «образование» в христианском сознании восходят к своей этимологии: к слову «питание» - уход, наблюдение, взращивание, правильное, доброкачественное питание души и тела, личностное возрастание, рост; к слову «образ» - восстановление и формирование в человеке образа его Создателя и Творца. Слова «воспитание» и «образование» в христианском сознании восходят к своей этимологии: к слову «питание» - уход, наблюдение, взращивание, правильное, доброкачественное питание души и тела, личностное возрастание, рост; к слову «образ» - восстановление и формирование в человеке образа его Создателя и Творца.
ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ «Главную задачу воспитания, - пишет К.Д. Ушинский, - составляет влияние нравственное». О приоритете нравственного воспитания с замечательной ясностью и образностью высказался И.Г. Песталоцци, назвав его «морем бесконечной силы совершенной любви».
ПРОБЛЕМА ГАРМОНИЗАЦИИ СИЛ РЕБЕНКА Воспитание чувств Воспитание чувств Воспитание ума Воспитание ума Воспитание воли Воспитание воли Воспитание совести Воспитание совести
РОЛЬ СЕРДЦА В ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ И ОБРАЗОВАНИИ Главная задача воспитания – научить сердце любить, дать ему силу и направление, соответствующее главной цели бытия человека. Главная задача воспитания – научить сердце любить, дать ему силу и направление, соответствующее главной цели бытия человека.
Научные исследования, посвященные проблемам духовно-нрнавственного воспитание изложены в работах Т.Е. Колупаевой, В.В. Григораш, А.А. Коростелевой, В.И. Яновской, И.И. Макаровой, Л.И. Новиковой, Н.Е. Щурковой.
Рекомендации относительно того, каким можно «воспитать сердце» Всеми возможными средствами развивать эмоциональную сферу ребенка, его интуицию как первоначальное умение «чувством познавать жизнь» Всеми возможными средствами развивать эмоциональную сферу ребенка, его интуицию как первоначальное умение «чувством познавать жизнь» Учить детей адекватному выражению своих чувств. Учить детей адекватному выражению своих чувств. Способность человека ощущать на себе влияние настроения и чувств другого человека, перенимать их, накладывает на учителя ответственность за каждый поступок, слово, движение, взгляд. Способность человека ощущать на себе влияние настроения и чувств другого человека, перенимать их, накладывает на учителя ответственность за каждый поступок, слово, движение, взгляд. Воспитывая «сердце», необходимо помнить о том, что дети перенимают от родителей не только интеллектуальные способности, наклонность к той или иной деятельности, но и предрасположенность чувствовать таким же образом, как и родители. Воспитывая «сердце», необходимо помнить о том, что дети перенимают от родителей не только интеллектуальные способности, наклонность к той или иной деятельности, но и предрасположенность чувствовать таким же образом, как и родители. Особенно большое значение в нравственном воспитании имеют образы благочестивых людей, поэтому необходимо использовать житийную литературу, обращаться к образам святых, имена которых носят дети с тем, чтобы у них сложился достаточно полный и живой нравственный идеал. Особенно большое значение в нравственном воспитании имеют образы благочестивых людей, поэтому необходимо использовать житийную литературу, обращаться к образам святых, имена которых носят дети с тем, чтобы у них сложился достаточно полный и живой нравственный идеал. Словесные образы, на которых воспитывается ребенок, необходимо по возможности подкреплять другими образцами – музыкальными, живописными, архитектурными, драматическими. Словесные образы, на которых воспитывается ребенок, необходимо по возможности подкреплять другими образцами – музыкальными, живописными, архитектурными, драматическими. Для достижения нужного воспитательного эффекта следует тщательно продумывать выбор воспитательных средств, а так же место и время, когда можно ожидать от ребенка наибольшей восприимчивости. Для достижения нужного воспитательного эффекта следует тщательно продумывать выбор воспитательных средств, а так же место и время, когда можно ожидать от ребенка наибольшей восприимчивости.
НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ «Идеал дает разуму, который нуждается в представлении о том, что является полностью совершенным, необходимую образцовую, правильную меру». «Идеал дает разуму, который нуждается в представлении о том, что является полностью совершенным, необходимую образцовую, правильную меру».Э.Кант
РОЛЬ И МЕСТО УЧИТЕЛЯ В ВОСПИТАНИИ И ОБРАЗОВАНИИ Это должно быть «сословие лиц чистейших, богоизбранных и святых», потому что воспитание - дело «самое святое из всех святых дел». Это должно быть «сословие лиц чистейших, богоизбранных и святых», потому что воспитание - дело «самое святое из всех святых дел». Святитель Феофан Затворник
ВЫВОДЫ ПО ПОСТАВЛЕННОЙ ПРОБЛЕМЕ 1.Нравственное воспитание должно рассматриваться как особо актуальная и перспективная общепедагогическая задача, имеющая мировоззренческое значение. 2.Правильная постановка и эффективная реализация этой задачи приводит к необходимости исследования ее духовных основ. 3.Основная задача нравственного воспитания – воспитание сердца, которое нужно очистить от страстей, чтобы научиться различать добро и зло. 4.С пробуждением у ребенка самосознания наряду с нравственным воспитанием возрастает роль нравственного образования, поэтому большое внимание следует уделить формированию у детей правильных духовно-нравственных понятий.
ЛИЦО ПЕДСОВЕТА 1. НЕПОНИМАНИЕ 2. БЕЗРАЗЛИЧИЕ 3. ИНТЕРЕС 4. ЧУВСТВО УДОВЛЕТВОРЕНИЯ