Мастер – класс «Самостоятельность – необходимое свойство деятельности и личности»
«Ученик проходит в несколько лет дорогу, на которую человечество употребило тысячелетия. Однако его следует вести к цели не с завязанными глазами, а зрячим: он должен воспринимать истину не как готовый результат, а должен ее открыть самостоя- тельно. Дается только тому, кто стремится» А.Дистервег
Кто из родителей не хотел бы видеть своих детей самостоятельными? Какой учитель сегодня не знает, что его задача – учить своих питомцев так, чтобы они не только много знали, но и пополняли свои знания сами.
«Я – сам»
умение мотив воля умение мотив воля Три «кита» самостоятельности:
Умения, которыми учащиеся должны овладеть в течение всего периода школьного обучения Общеучебные (правильно читать текст находить ответ на вопрос, контролировать свои действия, оценивать свой результат и др.) Общелогические (выделять главное, уметь сравнивать, доказывать, делать выводы, формулировать вопросы) Предметные (уметь решать задачи, писать сочинения, читать карту и др.) Коммуникативный (вести диалог с учителем, товарищами, принимать участие в совместной деятельности, устанавливать контакты)
Мотив – это внутренняя потребность действовать самостоятельно. Мотивационная установка приводит в движение знания и умения, побуждает ученика действовать без посторонней помощи, напоминания.
Самостоятельность непосредственно связана с волевыми процессами. Чтобы принять самостоятельное решение, нужны не только знания, опыт, мотивация, но и волевые усилия, напряжение
Результаты диагностики уровня самостоятельности среди учащихся классов Всего учащихся: 60 человек Низкий уровень (выполняют работу по образцу, справляются с УЭ 1 и 2) – 50% Средний уровень (активно – поисковый уровень, справляются с УЭ 1, 2, 3) – 43% Высокий уровень (интенсивно – творческий, справляются с УЭ 1, 2, 3, 4) – 7%
Стать самостоятельным – объективная необходимость и естественная потребность ребенка. Технология модульного обучения позволяет ученику полностью самостоятельно (или с определенной дозой помощи)достигать конкретных целей, учит ребенка самостоятельности, а значит выполняет социальный заказ.