Начальная школа Внеурочная деятельность в условиях введения ФГОС НОО Выполнила: зам.директора по ВР МОУ «СОШ 62» Бурштейн Л.М.
1. Обязательная часть 2. Часть, формируемая участниками образовательного процесса 3. Внеурочная деятельность по направлениям развития личности 1. Обязательная часть 2. Часть, формируемая участниками образовательного процесса 3. Внеурочная деятельность по направлениям развития личности Учебный план начального общего образования состоит из трех разделов:
Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся. Внеурочная деятельность – специально организованная деятельность учащихся 1–4 классов, представляющая собой неотъемлемую часть образовательного процесса в образовательном учреждении (в рамках вариативной части базисного учебного (образовательного) плана), отличная от урочной системы обучения.
Цель внеурочной деятельности: Создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах.
- знакомить учащихся с традициями и обычаями общения и досуга различных поколений; - использовать активные и творческие формы воспитательной работы; - создавать кружки, клубы, секции с учетом интересов и потребностей учащихся; - демонстрировать достижения учащихся в досуговой деятельности; - воспитывать силу воли, терпение при достижении поставленной цели; - способствовать качественной деятельности школьных внеклассных объединений. Основные задачи внеурочной деятельности:
выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности; оказание помощи в поисках «себя»; создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности; формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности; развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей; создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков; развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества; расширение рамок общения с социумом. Основными задачами организации внеурочной деятельности детей являются:
Внеурочная деятельность позволяет в полной мере реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. За счет указанных в базисном учебном (образовательном) плане часов на внеурочные занятия общеобразовательное учреждение реализует дополнительные образовательные программы, программу социализации учащихся, воспитательные программы. Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Общеобразовательное учреждение предоставляют учащимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника. Содержание, формы и методы
В проекте Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации выделены основные направления внеучебной деятельности: спортивно- оздоровительное, художественно- эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная деятельность, проектная деятельность.
Внеучебная деятельность Направления КлассыIIIIIIIVВсего Спортивно- оздоровительно е Художественно -эстетическое Научно- познавательное Военно- патриотическое Обществе нно-полезная деятельность Проектна я деятельность Итого10 40
игровая деятельность; познавательная деятельность; проблемно-ценностное общение; досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение); художественное творчество; социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность); трудовая (производственная) деятельность; спортивно-оздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность. Для реализации в школе доступны следующие виды внеучебной деятельности:
Во-первых, очевидно, что ряд направлений совпадают с видами внеучебной деятельности (спортивно-оздоровительная, познавательная деятельность, художественное творчество). Во-вторых, такие направления, как военно-патриотическое, проектная деятельность могут быть реализованы в любом из указанных видов внеучебной деятельности. По сути дела, они представляют собой содержательные приоритеты при организации внеучебной деятельности. В-третьих, направление, связанное с общественно-полезной деятельностью, может быть опредмечено в таких видах внеучебной деятельности, как социальное творчество и трудовая (производственная) деятельность. В-четвертых, такие важные для развития ребенка виды внеучебной деятельности, как игровая и туристско- краеведческая, не нашли прямого отражения в направлениях, что обостряет риск их исчезновения из школьной реальности. Как соотносятся виды и направления внеучебной деятельности?
Направления Количество часов в неделю всего 1 класс2 класс3 класс4 класс Внеурочная деятельность 10 ч. 40 ч. Спортивно- оздоровительное 2ч. 8ч. Духовно-нравственное 2ч. 8ч Общеинтеллектуальное 2ч. 8ч Общекультурное 2ч. 8ч Социальное 2ч. 8ч Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее 2904 часов и более 3210 часов (до 1350ч. в год)