2011 – 2012 учебный год РЕКОМЕНДАЦИИ К СОСТАВЛЕНИЮ РАБОЧИХ ПРОГРАММ
Рабочая программа - индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса, виды деятельности учащихся, перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса с учетом целей и задач основной образовательной программы школы и отражающий пути реализации содержания учебного предмета.
Основные функции рабочей программы: нормативная (программа является документом, обязательным для выполнения в полном объеме); целеполагания (определяет ценности и цели, для достижения которых она введена в ту или иную образовательную область); содержательная (программа фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению обучающимися); процессуальная (программа определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и условия обучения); оценочная (программа выявляет объекты контроля, уровни усвоения элементов содержания). Рабочие программы отдельных учебных предметов составляются на основе: требований к результатам освоения ООП; примерных программ по учебным предметам. Рабочая программа формируется на основе авторской учебной программы и соответствующего ей УМК.
Составитель рабочей программы может самостоятельно: расширять перечень дидактических единиц в пределах максимально допустимой учебной нагрузки; конкретизировать и детализировать дидактические единицы, устанавливать последовательность изучения учебного материала; распределять время, отведенное на изучение курса, между разделами и темами по их значимости; дополнять перечень практических занятий; включать материал регионального компонента в объеме выделенных на данный предмет учебных часов (при этом планируемые результаты согласно ФК должны быть реализованы в полном объеме); выбирать технологии обучения и контроля подготовленности обучающихся по предмету.
Рабочие программы отдельных учебных предметов должны содержать: титульный лист; пояснительную записку; требования к уровню подготовки учащихся; содержание учебного предмета; перечень уроков контроля с указанием темы и вида контроля; тематическое планирование; список литературы.
Титульный лист должен включать: полное наименование образовательного учреждения; грифы рассмотрения методическим объединением школы, согласования с заместителем директора и утверждения приказом по ОУ с указанием даты; название учебного курса, для изучения которого составлена программа; указание параллели, для которой составлена программа; фамилию, имя и отчество составителя программы с указанием должности; название города, населенного пункта; год разработки программы.
В пояснительной записке необходимо указать : выходные данные авторской программы и учебников, которые были использованы при составлении конкретной рабочей программы (Ф.И.О. авторов, год издания). педагогическую цель и задачи, актуальные при обучении предмету в данном классе ; общую характеристику учебного предмета с описанием структуры курса и особенностей построения его содержания; описание места учебного предмета (в какую образовательную область входит данный учебный предмет, как должен быть он реализован по количеству часов в неделю по классам и общему количеству часов); информация об изменении содержательной части (при необходимости) исходной программы с обоснованием этих изменений и описание резервов, за счет которых они будут реализованы; информация об изменении сроков и/или времени (при необходимости) изучения отдельных тематических блоков (разделов) с указанием причин и целесообразности изменений; описание используемых образовательных технологий и приемов, основных форм организации образовательного процесса для достижения образовательных результатов.
Содержание учебного предмета должно включать: перечень разделов и тем курса; необходимое количество часов для изучения раздела, темы; количество уроков контроля.
Сетка контрольных работ
Тематическое планирование (Учитель может выбрать другую форму по своему усмотрению)
Список литературы должен включать: литературу, использованную при подготовке программы; литературу, рекомендованную для учителя; литературу, рекомендованную для учащихся. Список литературы строится в алфавитном порядке, с указанием города, названия издательства, года выпуска.