Состояние и перспективы развития процесса физического воспитания в школе
Развитие системы образования 1. Школьное образование должно обеспечивать высокий уровень образованности и творческой самостоятельности школьников, создавать условия формирования личности с соответствующими качественными свойствами. 2. Образование, которое раскрывало и формировало индивидуальные способности школьников, ориентировало их на качественное овладение знаниями, развивало самостоятельность в мышлении и творчестве. 3. Переход общества в новую социальную формацию требовал от человека новых качественных свойств, новых форм общения и взаимодействия, выдвинул новые социальные образцы и ценности, которые существующее образование не формировало и не развивало.
Содержание предмета физической культуры в школе физическая культура должна удовлетворять интересам общества во всестороннем физическом развитии личности школьников; интересам физической культуры как социального явления в ее массовом развитии и использовании как средства организации здорового образа жизни человека, укреплении здоровья и поддержании творческого долголетия; интересам школьников в индивидуальном развитии культуры собственного тела. физическая культура должна обеспечивать формирование знаний, умений и навыков в организации и проведении самостоятельных форм занятий, использовании физических упражнений для целенаправленного развития физических качеств и укрепления здоровья, двигательной подготовки и культуры движений, формирования осанки и телосложения; физическая культура должна формировать самостоятельность учащихся и их творчество, развивать мышление и межличностное общение, уважение к себе и окружающим, давать возможность для самовыражения и содействовать самоопределению.
Система отслеживания, методы и показатели-индикаторы оценки результативности и эффективности используемых методик обучения, технологий, приемов 1. Оценка качества успеваемости по предмету «Физическая культура». 2. Сравнение показателей обучающихся по различным разделам программы физической культуры с нормативами ФГОСа. 3. Результативность физкультурно-оздоровительной деятельности ОУ, измеряемая через изучение отношения детей к занятиям физической культурой и спортом, к здоровому образу жизни посредством тестирования и анкетирования школьников и их родителей. 4. Эффективность спортивно-творческой деятельности ОУ, оцениваемой через изучение условий и образа жизни обучающихся, отношения всех участников образовательного пространства к спортивно-оздоровительной и спортивно-творческой деятельности. 5. Оценка уровня степени удовлетворенности обучающихся и их родителей, выпускников прошлых лет, педагогов, социальных партнеров состоянием спортивно – физкультурной работы школы. 6. Анализ занятости обучающихся, педагогов и родителей в спортивных секциях в школе и за ее пределами, а также в органах ученического самоуправления. 7. Педагогическая экспертиза методических материалов по проблемам здоровьесбережения и здоровьеформирования школьников, развития физической культуры и спорта.
Комплексная оценка тесты для оценки физического развития, двигательной подготовленности; анкеты для опроса обучающихся об образе жизни, формах досуга, отношении к собственному здоровью, к занятиям физической культурой и спортом; анкеты для опроса учащихся об уровне их знаний, навыков и умений в сфере здорового образа жизни, теории физической культуры и спорта; анкеты для опроса педагогов, родителей на предмет определения уровня удовлетворенности организацией физкультурно – оздоровительной и спортивно-творческой деятельности в ОУ.
Группы здоровья группа здоровья I – дети здоровые, с нормальным развитием и нормальным уровнем функций, и дети, имеющие внешние компенсированные врожденные дефекты развития; группа здоровья II – дети здоровые, но с факторами риска по возникновению патологии, функциональными и некоторыми морфологическими отклонениями, хроническими заболеваниями. группа здоровья III – дети с хроническими заболеваниями и врожденными пороками развития разной степени активности и компенсации, с сохраненными функциональными возможностями; группа здоровья IV – дети, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного (хронические заболевания в стадии субкомпенсации) или временного характера, но без выраженного нарушения самочувствия, со сниженными функциональными возможностями; группа здоровья V – дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями.
Основная медицинская группа Подготовительная медицинская группа Специальная медицинская группа
1. На уроках физической культуры организовать отделение, объединяющее школьников подготовительной медицинской группы и учащихся основной группы с низкой физической подготовленностью. 2. Организовать для таких учащихся дополнительные занятия по физической культуре во внеурочное время 1 раз в неделю по 45 минут. 3. Разработать специальные комплексы утренней гимнастики и задания на дом для самостоятельных занятий данных школьников. 4. При проведении физкультурно-оздоровительной работы с учащимися основной группы предусмотреть активное участие в них школьников подготовительной медицинской группы и детей с низкой физической подготовленностью. 5. Как самостоятельные вопросы заслушивать на педагогических советах школ вопросы физического воспитания учащихся подготовительной медицинской группы и школьников с низкой физической подготовленностью. 6. При общей оценке физического воспитания в школе принимать во внимание успехи или недостатки этой работы с детьми, имеющими отклонения в здоровье, физическом развитии и физической подготовленности.
1. Постепенное и последовательное изучение физических упражнений программы по сравнению с учащимися основной группы. 2. Индивидуализация обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств. 3. Меньшая интенсивность в нарастании физической нагрузки как в одном занятии, так и от занятия к занятию. 4. Уменьшение числа повторений упражнений и увеличение пауз отдыха. 5. Временное исключение сдачи учебных норм.
Специальная медицинская группа Группа «А» школьники, имеющие отклонения в состоянии здоровья обратимого характера, ослабленные различными заболеваниями. Двигательный режим в такой группе рекомендуется проводить при ЧСС уд./мин. в основной части урока в 1-м полугодии. А во втором, возможно увеличение ФН за счет интенсивности до ударов в минуту. Группа «Б»,- школьники, с тяжелыми, органическими, необратимыми изменениями органов и систем. Для таких детей двигательный режим занятий при ЧСС не более уд./мин. в течение всего учебного года. Группы комплектуются численностью человек. Ответственный за проведение мед. осмотра врач (фельдшер), знакомит руководителя школы и преподавателей с по фамильными списками школьников и состоянием их здоровья. Список утверждается директором.
Основные задачи физического воспитания учащихся, отнесенных к СМГ Укрепление здоровья, ликвидация или стойкая компенсация нарушений, вызванных заболеванием. Улучшение показателей физического и моторного развития. Освоение жизненно важных двигательных умений, навыков и качеств. Постепенная адаптация организма к физическим нагрузкам, расширение диапазона функциональных возможностей организма. Закаливание организма, повышение его защитных сил и сопротивляемости. Воспитание сознательного и активного отношения к ценности здоровья и здоровому образу жизни. Воспитание навыка регулярного выполнения оздоровительных упражнений, рекомендованных учащемуся с учетом особенностей имеющегося у него заболевания. Обучение способам самоконтроля при выполнении физических нагрузок. Освоение правил личной гигиены, рационального режима труда и отдыха, полноценного и рационального питания.
Критерии отбора детей с ослабленным здоровьем установление диагноза выяснение степени физической подготовленности функциональное обследование учащихся оценка внешних факторов
уроки образовательной направленности – для формирования специальных знаний, обучения разнообразным двигательным умениям уроки коррекционной - развивающей направленности – для развития и коррекции физических качеств и координационных способностей уроки оздоровительной направленности – для коррекции осанки, плоскостопия, профилактики соматических заболеваний, укрепления сердечнососудистой и дыхательной системы уроки лечебной направленности – для лечения, восстановления и компенсации утраченных или нарушенных функций при хронических заболеваниях, травмах и т.п. уроки рекреационной направленности – для организованного досуга, отдыха, игровой деятельности.
Деятельность учителя физической культуры Проектирование развития личности, обучение детей умению применять физические упражнения для восстановления своего здоровья. Содержание деятельности учителя физкультуры состоит из последовательных действий: выработки у учащихся положительного отношения к знаниям основ физического воспитания; трансформация знаний в убеждения о необходимости восстановления здоровья; формирование оценочных ситуаций; стимулирование двигательной активности в процессе реабилитации; реализация знаний и умений в практической деятельности, на уроках и внеурочных занятиях физической культуры.