Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации РОССИЯ 2012 ДОСТОЙНАЯ ПЕНСИЯ: РАВНЫЕ ПРАВА, НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
2 ТЕКУЩАЯ СИТУАЦИЯ средний размер пенсии по старости 9,7 тыс. руб. (с 2002 г. рост в реальном выражении в 2,7 раза) соотношение пенсии и прожиточного минимума пенсионера (ПМП) – 183,4 % (2002 г. – 108,5%, 2007 г. – 110,4%) коэффициент замещения – 36,2% (2002 г. – 34%, 2007 г. – 25%) отсутствие достаточных страховых источников для поддержания размера трудовых пенсий на социально приемлемом уровне в долгосрочной перспективе финансовая несбалансированность (снижение численности плательщиков страховых взносов и рост количества получателей пенсий) нарастающие риски, связанные с сохранностью накопительного элемента неразвитые финансовые институты сохранение института досрочных пенсий в солидарной системе без определения финансового источника страхового характера Достигнутый уровень пенсионной системы Нерешенные вопросы пенсионной системы:
ПРОГНОЗ ЧИСЛЕННОСТИ ПЕНСИОНЕРОВ И РАБОТНИК ОВ Прогнозируется увеличение числа пенсионеров и снижение числа наемных работников Как обеспечивать выплату пенсий? 3
КЛЮЧЕВЫЕ ПАРАМЕТРЫ ИНЕРЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РФ 4
ИНЕРЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ: ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА ПФР 5
6 ЗАДАЧИ РЕФОРМИРОВАНИЯ ГАРАНТИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО ПРИЕМЛЕМОГО УРОВНЯ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОЛГОСРОЧНОЙ ФИНАНСОВОЙ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ УДЕРЖАНИЕ НА ПРИЕМЛЕМОМ УРОВНЕ СТРАХОВОЙ НАГРУЗКИ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ НА ЭКОНОМИКУ СТРАНЫ ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕНСИОННЫХ ПРАВ адекватность пенсионных прав заработной плате / объему страховых взносов учет продолжительности трудового стажа и возраста выхода на пенсию обеспечение минимальных гарантий не ниже величины прожиточного минимума пенсионера
7 ТРЕХУРОВНЕВАЯ МОДЕЛЬ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ трудовая пенсия в рамках государственной (публичной) системы обязательного пенсионного страхования за счет страховых взносов (обеспечение коэффициента замещения утраченного заработка до 40 % при нормативном страховом стаже и средней заработной плате). корпоративная пенсия, формируемая работодателем при возможном участии работника на основании индивидуального трудового и/или коллективного договоров либо отраслевого тарифного соглашения частная пенсия, формируемая работником (физическим лицом) в добровольном порядке 5% 40% 15% частная пенсия корпоративная пенсия государственная пенсия
8 ТАРИФНО-БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА ОСНОВНОЙ ПРИНЦИП: обязательность уплаты единого для всех категорий страхователей тарифа страховых взносов 22 % + 10 %0 % … 20 % Действующая модель единый тариф для всех Большинство плательщиков Пенсионный фонд Предлагаемая модель «Льготники» Пенсионный фонд (сверх базы)
9 САМОЗАНЯТЫЕ: ПЛАТИТЬ НАРАВНЕ С ДРУГИМИ = 14,3 тыс. руб. в год 112 тыс. руб. в год Действующая модель Предлагаемая модель Постепенное создание объективных условий формирования пенсионных прав, соотносимых с правами наемных работников Расчет исходя из 1 МРОТ пенсия 2013 г. – 32,5 тыс. руб. в год 2014 г. – 40,6 тыс. руб. в год 2015 г. – 48,7 тыс. руб. в год 112 тыс. руб. в год Пенсионный фонд выплаты Самозанятый Наемный работник Самозанятый Наемный работник
10 САМОЗАНЯТЫЕ: ПРАВО ВЫБОРА УСЛОВИЙ УПЛАТЫ ВЗНОСА платить меньше наемного работника Предлагаемая модель Пенсионный фонд платить, как наемный работник пенсия
11 ИНСТИТУТ ДОСРОЧНЫХ ПЕНСИЙ: НЕДОСТАТКИ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ МОДЕЛИ страховой стаж 60 лет период выплаты страховой стажпериод выплаты «досрочник» нет страхового основания для выплат (досрочная утрата профессиональной трудоспособности) сегодня одинаковый страховой взнос для всех организаций Необеспеченность досрочных пенсий финансовыми источниками Работодатель не несет дополнительных расходов в связи с наличием «вредных» рабочих мест Слабая заинтересованность работодателя в улучшении условий труда Назначение досрочных пенсий на основании Списков, а не реальной картины условий труда Пенсию «досрочникам» платят те, кто выходит на пенсию в общеустановленные сроки Из 3,2 млн «досрочников», получающих пенсию до достижения общеустановленного возраста, продолжают работать 2,4 млн или 75 % обычный работник пенсия Пенсионный фонд
ИНСТИТУТ ДОСРОЧНЫХ ПЕНСИЙ ПРЕДЛАГАЕМАЯ МОДЕЛЬ. ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД Для работодателей, имеющих рабочие места с особыми условиями труда предлагается установление дополнительного тарифа страховых взносов: Список 1 (Список 2 и «малый список»): 2013 г. – 4 (2) %; 2014г. – 6 (4) %; 2015 г. – 9 (6) % Права застрахованных лиц: для лиц, имеющих «полный» специальный стаж: сохраняется право на назначение и выплату досрочных трудовых пенсий в рамках обязательного пенсионного страхования для лиц, имеющих «неполный» специальный стаж : - приобретение права на включение периодов работы в специальный стаж при уплате страховых взносов в увеличенном на дополнительный тариф размере (сохраняется право на назначение досрочной трудовой пенсии) - предоставление социальных гарантий и компенсаций в соответствии с коллективным / индивидуальным трудовым договором При этом подходе работодатели освобождаются от уплаты страховых взносов в увеличенном на дополнительный тариф размере для лиц, не имеющих специального стажа: работодатели предоставляют работникам социальные гарантии и компенсации, в том числе на основании аттестации рабочего места в рамках социального страхования риска утраты профессиональной трудоспособности. 12
13 ИНСТИТУТ ДОСРОЧНЫХ ПЕНСИЙ РАЗВИТИЕ КОРПОРАТИВНЫХ ПЕНСИОННЫХ СИСТЕМ Для работников сохраняются льготы и компенсации за работу во вредных и опасных условиях труда Плюсы системы: большая защищенность работника гарантия доходности накоплений контроль со стороны государства Оценка рабочих мест по условиям труда – главное основание для назначения досрочной пенсии в рамках корпоративных пенсионных систем работодатель работник финансовый институт корпоративные пенсии взносы Договор корпоративного пенсионного обеспечения
14 ДЕЙСТВУЮЩАЯ МОДЕЛЬ: НАКОПИТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ Нарушение принципа солидарности поколений НПФ пенсионер работник
15 ДЕЙСТВУЮЩАЯ МОДЕЛЬ: ОБЕСЦЕНИВАНИЕ ПЕНСИОННЫХ НАКОПЛЕНИЙ накопления - 73 руб. Гражданин 1966 г.р. и гражданин 1967 г.р. выходят на пенсию в 2032 году. Страховой стаж – 30 лет начиная с г г.р руб. накопления руб г.р руб. Размер трудовой пенсии по старости гражданина 1966 г.р. выше, чем у гражданина 1967 г.р. на 2987 руб. или 13,8 % пенсия
Инструменты, прозрачность, гарантии? 16 ИНСТИТУТ ПЕНСИОННЫХ НАКОПЛЕНИЙ Предлагаемая модель: Известный и гарантированный доход Самостоятельный выбор участия в распределительной или накопительной системах Самостоятельный выбор страховщика Расширение финансовых институтов (НПФ, кредитные организации, страховые организации) Включение механизма личной ответственности за будущую пенсию Повышение финансовой грамотности населения Действующая модель: Обесценивание накоплений в реальном выражении Незначительная доля в общем размере пенсии Отсутствие гарантии сохранности, доходности и возвратности накоплений Нарушения прав застрахованных лиц Отсутствие выбора участия в распределительной или накопительной системах = + = + НПФ, УК Инструмент 1 Инструмент 2 Инструмент 5 страховые организации кредитные организации НПФ, УК Средства, накопленные в существующей системе, не изымаются
17 НОВЫЕ ПЕНСИОННЫЕ ПРАВИЛА Пенсионное правило основано на том, что при начале работы в лет 40 лет стажа можно выработать к годам, при этом средний возраст жизни после назначения пенсии составляет 20 лет 40 – 20 – 40 – 20 БОЛЬШЕ СТАЖ – БОЛЬШЕ ПЕНСИЯ 5 лет страхового стажа Действующая модель 30 лет страхового стажа == 5 лет страхового стажа 30 лет страхового стажа = Предлагаемая модель Платишь в течение 40 лет 20% от своего заработка – получаешь пенсию 40 % от заработка в течение 20 лет пенсия
18 РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ обеспечение к 2030 году коэффициента замещения утраченного заработка до 40 % при нормативном страховом стаже и средней заработной плате и среднего размера пенсии не менее 2,5 - 3 ПМП достижение максимальной сбалансированности пенсионной системы дефицит в 2030 г. снизится на 1,2% ВВП, а в дальнейшем может быть ликвидирован при реализации мер, обеспечивающих: (а) расширение охвата населения обязательным пенсионным страхованием, включая вывод зарплат из «тени» (б) увеличение уровня облагаемой зарплаты (в) более поздний выход на пенсию развитие трехуровневой модели пенсионной системы (солидарная, корпоративная, частная) на основе развития корпоративных и частных пенсионных систем, расширения перечня финансовых институтов