ЧТЕНИЕ Система работы с текстом (1)
Диагностика КАК ВЫ УМЕЕТЕ ЧИТАТЬ 1. Прочитайте про себя текст так, чтобы усвоить его содержание. Отметьте время, когда вы начали и когда кончили читать.
2. Ответьте на вопросы:
Кто автор текста? 5 б. Какое название (заголовок) имеет текст? 5 б. Сколько в тексте частей? 5 б. О чём текст? 10 б. В чём его основная мысль? 10 б. Какие суждения и факты приводит автор для раскрытия основной мысли? 25 б.
3. Ответьте на дополнительные вопросы: В каком стиле и жанре написан текст? 10 б. Что нового и полезного вы узнали из текста? Где можно применить полученные знания? 10 б. Что было непонятно в тексте? 10 б. Задумывались ли вы над какими-нибудь вопросами в процессе осмысления текста? 10 б.
Если вы набрали в сумме баллов, вы умеете читать хорошо.
Диагностика после чтения К каким выводам о собственном умении читать вы пришли, выполнив задания? Что было сложным для вас? Отметьте значком V трудности, которые вы испытываете, когда читаете: Мне трудно читать быстро и внимательно одновременно; понимать и усваивать мысли другого человека; запоминать многое из прочитанного. Что затрудняет больше всего? Поставьте второй знак V.
Советы читающему Перед чтением: узнайте, кто автор текста или книги, как называется текст или книга, где и когда они изданы; затем посмотрите оглавление, предисловие; определите цель чтения, ответьте себе на вопрос: с какой целью, для чего я буду читать (чтобы подготовиться к пересказу; потому что мне это интересно; чтобы научиться чему-либо; чтобы узнать...; чтобы развлечься и т. п.). В процессе чтения: уясните главные мысли каждой части прочитанного; определите в них основную информацию и дополнительную (главное и второстепенное); определите основную мысль читаемого, факты, примеры, помогающие её раскрыть. После прочтения: уясните, в какой мере вы достигли цели чтения; определите, что требует повторного чтения; установите, какие еще книги (статьи, учебники и т. д.) вы хотели бы прочитать в связи с поставленной вами задачей.