О функционировании и развитии рынков электроэнергии и мощности ВСЕРОССИЙСКИЙ СЕМИНАР-СОВЕЩАНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ТАРИФАМ Председатель Правления НП.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Об уточненных прогнозных значениях свободных цен на электроэнергию и мощность на 2012 год Москва, декабрь 2011.
Advertisements

О функционировании и развитии рынков электроэнергии и мощности ВСЕРОССИЙСКОЕ СОВЕЩАНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ТАРИФАМ посвященное итогам работы органов.
О Росте цен на электрическую энергию (мощность) для различных категорий потребителей на розничном рынке Октябрь 2013 г. Москва.
МОСКВА, сентябрь 2011 Обеспечение эффективной взаимосвязи оптового и розничных рынков Заместитель Председателя Правления - член Правления НП «Совет рынка»
Тарифно-балансовые решения ФСТ России в отношении субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Дальневосточного Федерального округа Июль,
2012 г. Москва Государственное регулирование на оптовом рынке электроэнергии в 2012 году.
Совершенствование законодательство в сфере регулирования электроэнергетики после завершения переходного периода Помчалова Е.В. Заместитель Руководителя.
Совещание Федеральной службы по тарифам «Подготовка тарифно-балансовых решений на 2007 год в условиях принятия нового Порядка функционирования оптового.
IV двухсторонняя встреча ФСТ России – Совет европейских регуляторов энергетики (CEER) С.Г. Новиков Руководитель ФСТ России г. Флоренция 6 февраля 2012г.
Новое в законодательстве об электроэнергетике и особенности подготовки тарифных предложений на 2013 год 29 марта 2012 года.
Прогноз изменения тарифов и оптовых цен на услуги естественных монополий в 2011г. и плановый период г.г. оценкапрогноз Электроэнергия.
ДТЭиРТ Ярославской области Расчет затрат на электрическую энергию у регулируемых организаций.
1 Расчет и применение предельных уровней нерегулируемых цен на розничных рынках c г. в связи с вступлением в силу г. в связи с вступлением.
«Порядок осуществления расчетов за электроэнергию, порядок определения и применения гарантирующими поставщиками предельных уровней нерегулируемых цен»
Формирование балансов электрической энергии и мощности территориальных сетевых организаций Формирование балансов электрической энергии и мощности ТСО на.
КОМИТЕТ ПО ЦЕНАМ И ТАРИФАМ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Тарифное регулирование в электроэнергетике на годы.
Оптовый рынок электрической энергии и мощности (ОРЭМ)
Взаимодействие розничного и оптового рынка электрической энергии и мощности НП Совет рынка 16 октября 2008 года Доклад заместителя Председателя Правления.
Изменения правил розничных рынков электрической энергии 2012 г. Москва.
Проект Постановления Правительства Российской Федерации «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» Начальник Управления.
Транксрипт:

О функционировании и развитии рынков электроэнергии и мощности ВСЕРОССИЙСКИЙ СЕМИНАР-СОВЕЩАНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ТАРИФАМ Председатель Правления НП «Совет рынка» В.М. Кравченко

I. Итоги работы рынков электроэнергии и мощности 2

Объемы планового потребления Европейская часть России и Урал 543,3 млн. МВт·ч за период с по ,9 млн. МВт·ч за период с по ЯнвФевМартАпрМайИюньИюльАвгСент 3 Сибирь 148,2 млн. МВт·ч за период с по ,6 млн. МВт·ч за период с по ЯнвФевМартАпрМайИюньИюльАвгСент

Цены рынка на сутки вперед Сибирь 681,9 руб./МВт·ч за период с по ,5 руб./МВт·ч за период с по Европейская часть России и Урал 987,6 руб./МВт·ч за период с по ,8 руб./МВт·ч за период с по Повышение прозрачности ценообразования, усиление связи оптового и розничных рынков ЯнвФевМартАпрМайИюньИюльАвгСент с апреля 2012 года изменения средневзвешенной нерегулируемой цены на электрическую энергию (мощность), используемую для расчета предельного уровня нерегулируемых цен для первой ценовой категории (для объемов покупки электрической энергии (мощности), учет которых осуществляется в целом за расчетный период) повторяют изменения цен РСВ

Платежи: оптовый рынок Динамика задолженности до 1 февраля 2010 года задолженность росла (максимум 38,3 млрд. руб.) в 2010 – 2011 годах уровень задолженности стабилизировался, однако с 2012 года рост задолженности возобновился Структура задолженности по федеральным округам по состоянию на 1 сентября 2012 года задолженность сбытовых компаний Северо-Кавказского федерального округа составляет 47,1% (21,5 млрд. руб.); ОАО «МРСК Северного Кавказа» – 48% (21,9 млрд. руб.) 5

Платежи: розничные рынки Динамика задолженности повторяющаяся динамика: рост в начале года с последующим снижением к концу года со 2 полугодия 2011 года – без учета потерь по договору оказания услуг сетевыми компаниями Структура задолженности по федеральным округам отсутствуют федеральные округа с ярко выраженным уровнем неплатежей конечных потребителей, при этом тенденция к росту задолженности сохраняется 6

Проблемы расчетов на розничных рынках электроэнергии (платежная дисциплина, безучетное потребление, высокие потери при передаче, разногласия между сбытовыми и сетевыми компаниями) Проблемы тарифно-балансового регулирования (образование выпадающих доходов и отсутствие их учета в НВВ, тарифные дисбалансы в ЖКХ) Проблемы кредитования и кассовых разрывов (кассовые разрывы и их кредитование) Возможность льготного кредитования за счет оптового рынка Выход на оптовый рынок недобросовестных компаний Использование получаемых от населения платежей нецелевым образом Длительное согласование денежных средств, поступающих для бюджетных потребителей Несогласование и непризнание объемов полезного отпуска сетевыми организациями Тяжелое финансовое положение крупных промышленных предприятий Отсутствие системы авансовых платежей для населения и приравненных к нему категорий Непрозрачность деятельности энергосбытовых компаний при осуществлении расчетов Причины формирования задолженности на розничных рынках электроэнергии Причины формирования задолженности на оптовом рынке электроэнергии и мощности Ситуация с задолженностью на рынках электроэнергии 7

не отобрано Конкурентный отбор мощности на 2013 год 8 Цена в ЗСП без применения предельного размера цен: ЗСП «Сибирь» – руб./МВт ЗСП «Урал» – руб./МВт ЗСП «Вятка» – ,62 руб./МВт ЗСП «Волга» – ,24 руб./МВт ЗСП «Центр» – руб./МВт Подали заявки на участие в отборе мощности на 2013 год: 390 электростанций с располагаемой мощностью МВт отобрано Отобрано в ЗСП: I ценовая зона – МВт II ценовая зона – МВт Суммарно МВт (с общей установленной мощностью МВт) Объем не отобранной в КОМ мощности составил МВт (установленная мощность генерирующих объектов МВт, в т. ч. 14 полностью неотобранных электростанций установленной мощностью МВт) С учетом вынужденных генераторов, не участвующих в КОМ, отобрано МВт (установленная мощность генерирующих объектов МВт) Цена в 18 ЗСП с применением предельного размера цен: I ценовая зона – ,24 руб./МВт II ценовая зона – ,44 руб./МВт (цена КОМ сложилась равной предельному размеру цены на мощность)

Взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов РФ в области госрегулирования тарифов 9 В соответствии с постановлением Правительства РФ от в состав коллегиального органа при органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов при рассмотрении и принятии решений по вопросам регулирования цен (тарифов) в области электроэнергетики включается представитель НП «Совета рынка» По состоянию на выбраны 47 представителей НП «Совет рынка» в органах регулирования. За период с по были отозваны кандидатуры 11 представителей, из них: отзыв вследствие отказа представителя7 получена информация об аффилированности кандидатов3 отказ органа регулирования от включения кандидата в состав Правления1 По состоянию на органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов рассмотрено вопросов: по плате за технологическое присоединение 1074 по предельным тарифам на услуги по передаче э/энергии по субъектам РФ81 по сбытовым надбавкам гарантирующих поставщиков11 по конечным тарифам на э/энергию для населения по субъектам РФ1 по конечным тарифам на э/энергию в неценовых зонах1 Опыт работы показывает, что во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов РФ в области госрегулирования тарифов существует ряд проблем

10 Прогнозы Доля цены покупки электроэнергии и мощности на ОРЭМ в составе конечной цены составляет ~51% Цена покупки на ОРЭМ включает в себя покупку электрической энергии и мощности, каждая из которых имеет регулируемую и нерегулируемую часть В соответствии с положениями постановления Правительства РФ от «О стандартах раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электроэнергии» НП «Совет рынка» в срок до 1 октября публикует информацию о прогнозных свободных (нерегулируемых) ценах на электрическую энергию (мощность) на следующий период регулирования по субъектам Российской Федерации Прогнозы в частности используются ФСТ России при принятии тарифных решений Наблюдательным Советом НП «Совет рынка»: Утверждены Методики построения прогноза свободных (нерегулируемых) цен на электрическую энергию (мощность) по субъектам РФ на 2013 год (по полугодиям) и на следующий месяц и Исходные данные для построения прогнозов Приняты к сведению Прогнозы свободных (нерегулируемых) цен на электрическую энергию (мощность) по субъектам РФ на 2013 год (по полугодиям)

11 Исходные данные для прогнозов Параметры, определяемые на основе статистической информации Выработка по группам ТЭС и ГЭС Отношение цен РСВ на покупку и на продажу Региональные особенности цен РСВ Коэффициенты влияния небалансов РСВ и БР Коэффициенты регрессионных моделей Решения Правительства РФ Размер и дата индексации цен КОМ Величины и зоны применения PriceCap Определение «вынужденных» станций Индексация тарифов на газ Определение прогноза изменения цен на уголь Даты ввода станций по ДПМ Параметры, определяемые на основе имитационного моделирования Коэффициенты влияния на цену РСВ изменений в правилах ОРЭМ Решения ФСТ России ЦИС ГЭС ЦИС АЭС Цены для «дорогих» станций Тарифы для «вынужденных» станций Прогноз выработки АЭС Прогноз выработки ТЭС, введенных по ДПМ Экспертные оценки Приросты объемов потребления электроэнергии (ИНЭИ РАН) Фактический собственный максимум потребления Результаты КОМ Цены КОМ Станции, отобранные по итогам КОМ Станции (в т.ч. оборудование), не отобранные по итогам КОМ

Прогноз одноставочной цены ОРЭМ* Ценовая зона Прогноз (руб./МВт.ч.) Прирост I полуг II полуг к I полуг к II полуг к 2012 (факт + прогноз) Первая %13.4%13.6% Вторая %4.7%4.3% Первая + Вторая %12.0%12.1% Влияющие факторы Первая ЦЗВторая ЦЗ Прирост потребления электроэнергии Прирост объемом по ДПМ Прирост индекса потребительских цен «Вынужденные» станции Индексация тарифов на газ Прогноз изменения цен на уголь Прирост выработки ГЭС (с учетом БоГЭС) 12 _____________ *цена на электроэнергию с учетом оплаты мощности, включая поставки по регулируемым договорам

II. Актуальные вопросы развития рынков электроэнергии и мощности 13

Перспективы развития: модель ОРЭМ 14 Комитет по стратегии создан при Наблюдательном совете НП «Совет рынка» в целях разработки и обсуждения предложений по стратегическим направлениям развития оптового и розничного рынков электроэнергии, рынков мощности и тепла. В рамках Комитета функционируют 3 рабочие группы: по оптовому рынку, по тепловой генерации и по розничному рынку Основными задачами Комитета по стратегии являются: Определение стратегических направлений развития оптового рынка электроэнергии и мощности (ОРЭМ), розничного рынка электроэнергии, а так же предложений по рынку тепла Разработка и согласование предложений по совершенствованию ОРЭМ, розничного рынка электроэнергии и рынка тепла Подготовка рекомендаций в адрес федеральных органов исполнительной власти в части совершенствования законодательства, регулирующего взаимодействие ОРЭМ, розничного рынка электроэнергии и рынка тепла За истекший период в рамках Комитета по стратегии были выполнены и рассмотрены: Анализ проблем механизмов функционирования оптового рынка и вариантов их решения Предложения по совершенствованию ОРЭМ Предложения по повышению эластичности спроса и конкуренции на ОРЭМ Предложения по реализации модели двусторонних договоров на ОРЭМ Предложения по участию потребителей в КОМ Предложения по участию ГП на ОРЭМ Предложения по процедуре рассмотрения неотобранных на КОМ генераторов, присвоения статуса вынужденных и механизмов оплаты их мощности Предложения по совершенствованию процедур вывода и консервации неэффективной генерации Предложения по оплате новой и модернизируемой мощности Анализ финансово-экономического состояния ТЭЦ Предложения по модели участия ТЭЦ на ОРЭМ и рынке тепла Предложения по решению ключевых проблем на розничном рынке

Перспективы развития: модель ОРЭМ 15 Постепенное увеличение доли двусторонних договоров, в том числе в целях создания стимула для привлечения инвестиций в модернизацию и повышения эффективности генерации Усиление влияния потребителей на формирование цены на КОМ (в том числе путем подачи ценовых заявок) Устранение неравных (преференциальных) условий участия отдельных компаний на ОРЭМ (АЭС, ГЭС и ГП), стимулирование конкуренции между производителями и между сбытовыми компаниями Стимулирование производства электрической и тепловой энергии в эффективном теплофикационном режиме Строительство новых и модернизация старых мощностей на конкурентной основе при условии экономической самоокупаемости Совершенствование процедур формирования прогноза потребления, расчета величины резерва, проведения ВСВГО, отбора мощности на КОМ

Поэтапная ликвидация перекрестного субсидирования 16 В соответствии с постановлением Правительства РФ от «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии», Указом Президента РФ от «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно- коммунальных услуг» Правительственной комиссией по вопросам развития электроэнергетики определены пути решения проблем перекрестного субсидирования (протокол от ): Легализация перекрестного субсидирования Изменения в федеральный закон «Об электроэнергетике» по введению понятия перекрестного субсидирования, включению полномочий Правительства РФ по утверждению порядка определения, распределения и учета субсидирования Введение социальной нормы потребления электроэнергии населением РП РФ от о комплексе мер, направленных на переход к установлению социальной нормы потребления коммунальных услуг (принято) Проект ПП РФ о порядке определения и применения социальной нормы потребления в электроснабжении на всей территории РФ с 2014 года (на согласовании с ФОИВ, срок внесения в Правительство – ) Ликвидация договоров «последней мили»

Упрощение административных процедур 17 Подготовлена концепция организации доступа/допуска на ОРЭМ, разработаны и готовы к рассмотрению Наблюдательным советом НП «Совет рынка» изменения в ДОП и регламенты оптового рынка Цели новой организации доступа/допуска: Упрощение процедур выхода на оптовый рынок Усиление обратной связи и контроля за прохождением документов со стороны участников Для достижения целей предусматривается: Сокращение сроков рассмотрения документов Оптимизация бизнес-процессов (исключение «петель», сокращение числа согласующих инстанций) Перенос ответственности за исполнение отдельных процедур с участника рынка на Коммерческого оператора Упрощение и сокращение сроков процедур допуска/доступа предполагает более ответственный подход участников к предоставлению необходимых документов

Финансовые расчеты на рынках электроэнергии 18 Повышение платежной дисциплины на рынках электроэнергии требует ужесточения ответственности участников рынка и потребителей за несвоевременную и неполную оплату электроэнергии Во исполнение поручения Комиссии при Президенте РФ по вопросам стратегии и развития топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности от А разработаны поправки в УК, КоАП, ФЗ «Об электроэнергетике», усиливающие ответственность за бездоговорное потребление и неуплату До 5 октября 2012 года проводится общественное обсуждение проектов изменений в указанные нормативные акты с участниками рынка электроэнергии и мощности Подготовлены и проходят обсуждение предложения по внесению изменений в Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии и Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденные постановлением Правительства РФ от