Презентацию подготовили: Кугутова Е.Ю. МДОУ «Детский сад комбинированного вида п. Барсуки»
Термин «развивающее обучение» обязан своим происхождением В. В. Давыдову. Под развивающим обучением понимается новый, активно- деятельностный способ обучения, идущий на смену объяснительно- иллюстрированному способу.
Всплеск различных заболеваний, перегрузка ещё неокрепшей нервной системы, потеря интереса к обучению у многих шестилеток явились следствием использования в их обучении традиционных методов дидактики. При этом не учитывались закономерности психофизического развития детей
На данный момент разрабатываются основные общеобразовательные программы дошкольного образования, которые основываются на положениях научно- педагогической школы о закономерностях развития ребёнка в дошкольном возрасте. Среди основных подходов к образованию дошкольников рассматривается КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ
Культурно- исторический подход к проблеме развития сформулирован в концепции одного из выдающихся основоположников отечественной психологии Л.С. Выготского. Лев Семёнович Выготский родился в семье служащего, окончил юридический факультет Московского университета и одновременно историко-философский факультет университета им. Шанявского. С 1924года работал в Московском государственном институте экспериментальный психологии, затем в основанном им институте дефектологии; позднее читал курсы лекции в ряде вузов Москвы, Ленинграда и Харькова. Профессор института психологии в Москве.
Л.С. Выготский в культурно- исторической концепции подчёркивает, что психическое развитие ребёнка есть прежде всего присвоение им культуры общества Ребёнок «по бытию» рождается человеком, но станет ли он им по качеству, это зависит от той среды, в которой он воспитывается
При этом одно и то же средовое воздействие может по-разному сказываться на детях, имеющих различные возрастные и индивидуальные особенности. У ребёнка дошкольного возраста высшие психические функции ещё не сформированы, поэтому при организации учебного процесса на них опираться ещё нельзя в полной мере, но их необходимо развивать.
Л.С. Выготский и его последователи доказали, что каждый период в развитии ребёнка характеризуется главными показателями: социальной ситуацией развития; ведущим типом деятельности; центральной психической функцией; основными психологическими новообразованиями, приобретаемыми на данном этапе развития
Носителями культуры для ребёнка в первую очередь являются взрослые. Всякая функция в культурном развитии ребёнка возникает в процессе взаимодействия со взрослыми. В последствии она переходит во внутренний мир ребёнка, т.е. становится его индивидуальным достоянием
Состояние развития ребёнка определяется как уровнем его актуального развития (самостоятельно решаемыми задачами), так и уровнем ближайшего развития (задачами, решаемыми в сотрудничестве со взрослым)
Обучение дошкольников по заданной взрослыми программе возможно только в том случае, если эта программа станет их собственной, т.е интересной и значимой. Процесс усвоения образовательного материала будет происходить не преднамеренно, а в детских видах деятельности – игре, рисовании, слушании книг, общении со взрослыми и сверстниками и.п.
Ведущая деятельность детей дошкольного возраста – игра, которая рассматривается как обучение в адекватной форме. Развитие ведущей деятельности обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и особенностях личности ребёнка в дошкольный возрастной период
Основы культурно-исторической концепции Л.С. Выгодским были заложены в годах. Но как при его жизни, так и после его кончины (), большое участие в раскрытии существа этой концепции, в её уточнении и конкретизации принимали его прямые ученики: Леонтьев, Лурия, Божович, Запорожец, Эльконин, Гальперин
В начале 30-х годов, ещё при жизни Л.С. Выготского, появилось основание для создания общепсихологической теории деятельности, которая раскрывала сущность культурно- исторической концепции. Данная теория была создана, усовершенствовалась и развивалась Алексеем Николаевичем Леонтьевым и всей научной школой
Также А.Н. Леонтьевым было углублено положение Л.С. Выготского о содержании социальных условий развития человека. Он, не искажая ничего в существе подхода Л.С. Выготского к условиям развития человека, «социальную ситуацию» заменил понятием развития деятельности
А.Н. Леонтьев углубил разработку идеи Л.С. Выготского о ведущем типе деятельности. Благодаря работам А.Н. Леонтьева было обнаружено, что содержание и форма ведущей деятельности зависит от конкретно- исторических условий, в которых протекает развитие ребёнка
На основе культурно- исторической концепции Л.С. Выготского произошла теория деятельности, а затем были предложены учёными свои теории, такие как: экспериментально- генетический метод Гальперина, идея системного строения высших психических функций, их изменчивости, пластичности Лурии
Появление культурно-исторической концепции Л.С. Выготского символизировало новый виток развития психологии личности, обретшей реальную опору в обосновании своего социального происхождения, доказательстве существования первичных аффективно-смысловых образований человеческого сознания до и вне каждого развивающегося индивида в идеальной и материальной формах культуры, в которую приходит человек после рождения.