Система смазки
Гидродинамическая смазка
В обозначении моторного масла (например, М-8А) первая буква указывает на его назначение (М – моторное); цифра – на кинематическую вязкость масла в м 2 /с или сСт (сантистоксах) при 100 °С; вторая буква – группу масла. В зависимости от эксплуатационных свойств для моторных масел установлено шесть групп: А, Б, В, Г, Д, Е. Масло группы А рекомендуется для нефорсированных двигателей; Б – для малофорсированных; В – для среднефорсированных; Г – для высокофорсированных двигателей. Масла групп Д и Е используют для специальных двигателей. В каждой группе есть масла различного класса вязкости (6; 8; 10; 12 и т.д.).
Масла групп Б, В и Г вырабатывают двух видов: Б 1, В 1 и Г 1 – для карбюраторных двигателей; Б 2, В 2 и Г 2 – для дизелей. Универсальные масла, предназначенные для применения как в карбюраторных двигателях, так и в дизелях, обозначают буквой без цифрового индекса. В зимних и всесезонных сортах масел вязкость указывают двумя цифрами (дробью). Например, в обозначениях 4 3 /10 или 6 3 /8 цифры 4 и 6 соответствуют кинематической вязкости масла при температуре -18 °С; соответственно не менее 1300 сСт и не более 2600 сСт; буква «з» в индексе – наличию загущающих присадок, позволяющих использовать масло в зимнее время или всесезонно; цифры 10 и 8 означают кинематическую вязкость масла в сантистоксах при температуре 100 °С.
Масла с латинской буквой «W» в обозначении относятся к зимним (от англ. Winter – зима). В обозначении летних масел буква «W» отсутствует. Например, в средней полосе России летом следует использовать масло SAE 30, а зимой – SAE 15W. Всесезонные масла имеют двойное обозначение, например SAE 15W-30. Этому маслу по вязкости соответствует отечественное масло М-5 3 /12. Буква «з» в индексе означает, что масло загущено присадками.
Схема смазочной системы двигателя ЯМЗ-КАЗ-642: 1 – указатель аварийного давления масла; 2 – указатель давления масла; 3 – контрольная лампа указателя засоренности масляного фильтра; 4 – главная масляная магистраль; 5 – указатель уровня масла; 6 – перепускной клапан; 7 – дифференциальный клапан; 8 – фильтр тонкой очистки масла; 9 – нагнетательная секция масляного насоса; 10 – предохранительный клапан радиаторной секции; 11 – масляный радиатор; 12 – поддон; 1 3 – радиаторная секция масляного насоса; 14 – гидромуфта привода вентилятора;15 – сапун; 16 – термосиловой преобразователь; 17 – кран включения гидромуфты; 18 – топливный насос высокого давления; 19 – компрессор
Схема открытой вентиляции картера двигателя ЯМЗ-КАЗ-642: 1 – сапун; 2 – хомуты; 3 – газоотводящая трубка; 4 – фланец сапуна