РЕАЛИЗАЦИЯ ЭВРИСТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ Данилова Т.П. учитель математики МОУ СОШ 15 г.Новоалтайска 2010г
«Правильно обучать – это не значит вбивать в головы какую-то полезную информацию, а значит раскрывать способности понимать вещи, чтобы именно из этой способности, точно из живого источника, потекли ручейки, ручейки живой мысли.» Ян Амос Коменский
Эвристика (от греч. heurisko - нахожу) - методология научного исследования, а также методика обучения, основанная на открытии или догадке Эвристическое обучение - обучение, ставящее целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания (А.В.Хуторской). Эвристическое обучение для ученика – непрерывное открытие нового.
История вопроса Эвристическое обучение известно нам уже со времен Сократа, который мастерски использовал беседу не как предоставление новых знаний, а как нахождение их людьми с которыми он беседовал. Он учил своих воспитанников вести диалог, полемику, логически мыслить. Сократ побуждал их последовательно развивать спорное положение, приводил к постижению абсурдности исходного утверждения, а затем методом поиска истины наводил на верный путь.
Теорией эвристического обучения является дидактическая эвристика- наука об открытии нового, согласно которой образование строится на основе творческой самореализации учащихся и педагогов в процессе создания ими образовательных продуктов в изучаемых областях знаний и деятельности.
Принципы эвристического обучения Принцип свободы выбора учеником главных элементов своего образования Принцип метапредметных основ содержания образования. Принцип соответствия образовательной деятельности изучаемому предмету. Принцип первичности образовательной продукции учащегося по отношению к общепризнанным аналогам. Принцип сопровождающего обучения. Принцип продуктивного образования. Принцип рефлексивного самоосознания.
Характеристики современной системы эвристического обучения. Условия формирования творческих способностей: а) положительные мотивы учения; б) интерес учащихся; в) творческая активность; г) положительный микроклимат в коллективе; д) сильные эмоции; е) предоставление свободы выбора действий, вариативность работы.
Принципы деятельности: а) креативность обучения ; б) опора на субъективный опыт учащихся; в) актуализация результатов обучения ; г) индивидуализация и дифференциация обучения ; д) системность обучения; е) творческое взаимодействия учащихся и учителя в процессе обучения.
Задачи учителя: а) постоянное пополнение запаса знаний учащихся по предмету; б) развитие общеучебных умений и навыков; в) развитие креативного мышления; г) развитие творческой самостоятельности учеников; д) воспитание творческой личности.
Виды эвристической образовательной деятельности. Для выбора основания классификации методов эвристического обучения Хуторской А.В. обратился к основным видам эвристической образовательной деятельности, классифицировав их согласно этим видам – на методологические, когнитивные, креативные.
Особенности содержания учебного материала Содержание эвристического обучения Инвариантная часть Вариативная часть Составляющие эвристического образования 1.Материал, который задается учителем в качестве образовательной среды 2. Образовательный продукт ученика. 3.Культурно-исторические аналоги образовательному продукту ученика.
Формы эвристического обучения эвристические уроки, олимпиады, погружения, деловые игры, очные и дистанционные проекты, интерактивные формы обучения, творческие защиты.
Методы эвристического обучения. Метод вживания. Метод смыслового видения. Метод символического видения. Метод образного видения. Метод придумывания. Метод Если бы… Метод эвристических вопросов Метод гиперболизации. Метод агглютинации. Мозговой штурм Метод синектики Метод морфологического ящика Метод инверсии
Творческие лаборатории. Работа по развитию математической речи учащихся на основе иллюстративного материала. Корректирование и редактирование задач. Этимологические экскурсы. Составление опорных сигналов. Индивидуальная работа над ошибками. Примеры эвристических уроков
Резюме Эвристическое обучение меняет критерии оценки образовательной деятельности. В традиционном обучении образовательный продукт ученика оценивается по степени его приближения к заданному образцу, т.е. чем более точно и полно воспроизводит ученик заданное содержание, тем выше оценка его образовательной деятельности. В эвристическом обучении все наоборот: образовательный продукт ученика оценивается по степени отличия от заданного, т.е. чем большего научно- и культурнозначимого отличия от известного продукта удается добиться ученику, тем выше оценка продуктивности его образования.
Фрагмент урока-исследования по теме «Свойства квадратного корня» Можно провести в форме эвристической беседы, т.е. с помощью системы вопросов- ответов, в результате чего учащиеся «открывают» свойства квадратного корня. Сначала задаются вопросы, нацеливающие учащихся на наблюдение за математическими объектами, на абстрагирование от несущественных свойств этих объектов.
1) Выполните действия и сравните полученные результаты: 16·4 и 16·4; 25·9 и 25·9 2) Запишите в буквенной форме замеченное вами свойство. Каковы допустимые значения входящих в записываемое равенство переменных? 3) Выполняется ли записанное вами равенство, если входящие в него множители не являются точными квадратами?
Теперь наблюдения учащихся должны оформиться в виде доказательств. К ним школьников подталкивают следующие вопросы. 4) Докажите ваше предположение, используя определение арифметического квадратного корня. Чему равно выражение ( a b)²? 5) Как бы вы назвали доказанное свойство? Сформулируйте его в словесной форме. 6) Выполняется ли такое свойство для корня из произведения трех множителей?
7) Можно ли обобщить это свойство на случай произвольного числа сомножителей? 8) Имеет ли смысл выражение (-100) (-81)? 9) Можно ли применить к нему свойство корня из произведения? 10) Как записать в буквенной форме равенство, позволяющее это сделать? Работа класса продолжается исследованием свойства корня из дроби.После того как сформулировано свойство арифметического корня из дроби, учащиеся демонстрируют на примерах применение этого свойства.
Следующий этап урока нужно посвятить предупреждению ошибок, которые учащиеся часто допускают в этой теме. 11) Существует ли свойство корня из суммы; корня из разности? На описанном уроке происходит формирование таких исследовательских умений, как умение выдвигать гипотезу на основе анализа данных и по аналогии с известным решением. Учащимся приходится проводить доказательство утверждения с опорой на определение и посредством записи закономерности в буквенной форме.