1
2 1. Инструкция по использованию глобальной навигационной спутниковой системы в гражданской авиации Российской Федерации» 2. Положение по обеспечению и выполнению полетов в районе аэродрома при прилете и вылете методом зональной навигации по спутниковой навигационной системе 3. Дополнения и изменения в федеральные авиационные правила «Осуществление радиосвязи в воздушном пространстве Российской Федерации» 4. Инструкция по построению схем полетов на маршруте и в районе аэродрома при использовании методов зональной навигации 5. Дополнения и изменения в «Типовые технологии работы диспетчеров органов обслуживания воздушного движения (управления полетами) при аэронавигационном обслуживании пользователей воздушного пространства Российской Федерации». 6. Положение по подтверждению безопасности полетов при внедрении процедур зональной навигации 7. Изменения и дополнения в федеральные авиационные правила "Летные проверки наземных средств радиотехнического обеспечения полетов, авиационной электросвязи и систем светосигнального оборудования аэродромов гражданской авиации" в части летных проверок функциональных дополнений ГНСС наземного базирования и наземных средств АЗН
3 Общие положения Глава 1 Основные вопросы эксплуатации ГНСС. Глава 2 Описание системы ГНСС. Глава 3 Предоставление обслуживания ГНСС. Глава 4 Внедрение ГНСС. Глава 5 Бортовое оборудование ГНСС. Глава 6 Эксплуатационные разрешения и процедуры для полетов по маршруту и в районе аэродрома при использовании бортового оборудования ГНСС. Глава 7 Требования к аэродрому для обеспечения процедур маневрирования и заходов на посадку при использовании ГНСС. Глава 8 Особенности взаимодействия экипажа и диспетчера УВД при проявлениях аномалий и отказах оборудования ГНСС. Глава 9 Требования к подготовке лётного состава для выполнения полетов по маршруту и процедур маневрирования в районе аэродрома по ГНСС. Глава 10 Требования к диспетчерам УВД для обеспечения полетов по маршруту и процедур маневрирования в районе аэродрома по ГНСС.
4 Главная цель «Инструкции по использованию глобальной навигационной спутниковой системы в воздушном пространстве Российской Федерации» предоставить информацию по вопросам использования ГНСС с целью внедрения ГНСС в эксплуатацию. Инструкция предназначена для юридических лиц, осуществляющих и обеспечивающих аэронавигационное обслуживание пользователей воздушного пространства Российской Федерации (далее - поставщики аэронавигационного обслуживания), ответственных за развертывание и эксплуатацию элементов ГНСС, для органов регулирования, ответственных за выдачу разрешений на использование ГНСС в летной эксплуатации, для эксплуатантов воздушных судов (ВС) гражданской авиации.
5 1.1 ГНСС и ее элементы 1.2 Эксплуатационные преимущества ГНСС 1.3 Ограничения ГНСС и связанные с ними проблемы ГНСС – глобальная система определения местоположения и времени, которая включает одно или несколько созвездий спутников, бортовые приемники (далее также используется термин бортовое оборудование или БО ГНСС) и систему контроля целостности, дополнения по мере необходимости с целью поддержания требуемых навигационных характеристик для планируемой операции. ГНСС используется для обеспечения полетов методом зональной навигации на всех этапах полета вплоть до точного захода на посадку. Основными элементами ГНСС являются два основных спутниковых созвездия - это GPS и ГЛОНАСС, поддерживаемые США и Российской Федерацией Для соответствия эксплуатационным требованиям на различных этапах полета спутниковые созвездия требуют дополнения в виде бортовой системы функционального дополнения (ABAS), а также спутниковой системы функционального дополнения (SBAS), наземной системы функционального дополнения (GBAS) и наземной региональной системы функционального дополнения (GRAS).
6 2.1 Общие положения 2.2 Существующие спутниковые навигационные системы Глобальная система определения местоположения (GPS) Глобальная навигационная спутниковая система (ГЛОНАСС) 2.3 Системы функционального дополнения Общие положения Бортовые системы функционального дополнения ABAS Спутниковая система функционального дополнения SBAS Наземная система функционального дополнения GBAS Наземная региональная система функционального дополнения GRAS ABAS дополняет и/или объединяет информацию ГНСС с информацией, имеющейся на борту воздушного судна, с тем чтобы улучшить характеристики основного спутникового созвездия. SBAS в полной конфигурации дополняет основное спутниковое созвездие, обеспечивая предоставление сигналов дальности, информацию о целостности и информацию о поправках через геостационарные спутники. GBAS создана с целью обеспечения обслуживания точного захода на посадку и по точному определению местоположения
7 3.1 Общие положения 3.2 Эксплуатационные характеристики Точность Целостность и задержка срабатывания сигнализации Непрерывность Эксплуатационная готовность Целостность - это мера доверия к точности информации, выдаваемой всей системой в целом. Целостность включает способность системы предупреждать пользователя о том, что систему не следует использовать для предполагаемого вида эксплуатации (или фазы полета). Непрерывность - это способность системы функционировать без непреднамеренных прерываний (отказов) во время выполнения предполагаемой эксплуатационной процедуры. Эксплуатационная готовность обслуживания - это часть времени, в течение которого система обеспечивает одновременно требуемые точность, целостность и непрерывность. Точность определения местоположения по ГНСС представляет собой разницу между расчетным и истинным местоположением воздушного судна.
8 4.1 Общие положения 4.2 Планирование и организация Планирование внедрения Обучение 4.3 Разработка процедур Маршрутные процедуры Аэродромные процедуры Критерии разработки процедур для спутниковых систем функционального дополнения и наземных систем функционального дополнения Наземные и летные проверки Заходы вертолетов на посадку по приборам на вертодромы 4.4 Использование воздушного пространства Общие положения Океаническое маршрутное воздушное пространство Континентальное маршрутное пространство и пространство района аэродрома Воздушное пространство зоны аэродрома, прибытия/вылета 4.5 Вопросы управления воздушным движением Общие положения Боковое эшелонирование в воздушном пространстве без радиолокационного контроля
Продольное эшелонирование Минимальная абсолютная высота полета по маршруту 4.6 Службы аэронавигационной информации Общие положения Информация об утверждении операций, основанных на ГНСС Система координат Бортовая навигационная база данных Контроль состояния и NOTAM 4.7 Регистрация и сохранение данных ГНСС Общие положения Наземная запись/контроль и система мониторинга за состоянием космических группировок 4.8 Сертификация и эксплуатационные разрешения Безопасность системы Эксплуатационные разрешения Бортовое радиоэлектронное оборудование Применение ГНСС для захода на посадку Доклады об аномалиях и помехах
10 Государство несет ответственность за планирование и внедрение в пределах районов полетной информации (FIR), где оно обеспечивает обслуживание воздушного движения, если государство не согласилось на совместное планирование обслуживания в районах, охватывающих более чем одно государство. В связи с глобальной природой сигналов ГНСС важно координировать планирование и внедрение обслуживания ГНСС в максимально возможной степени. Государство, санкционирующее выполнение полетов на основе использования данных ГНСС, должно обеспечивать регистрацию данных ГНСС, относящимся к этим полетам. Государство несет ответственность за выдачу разрешения на эксплуатацию ГНСС в своем воздушном пространстве. Это достигается изданием документа, разрешающего использование ГНСС для выполнения полетов в океаническом и внутреннем маршрутном воздушном пространстве, в районе аэродрома, выполнения процедур прибытия и вылета для воздушного судна, имеющего сертифицированное оборудование и утвержденное РЛЭ ВС. Причины аномалий могут быть связаны с отсутствием в зоне радиовидимости БО ГНСС достаточного количества навигационных спутников, плохой их геометрией, с особенностями установки оборудования на борту, с ухудшением видимости спутников из-за затенения антенны частями конструкции воздушного судна или рельефом местности. Аномалия может возникнуть, в частности, и при работе БО ГНСС в условиях помех.
Общие сведения о БО ГНСС 5.2 Основное и дополнительное оборудование 5.3 Базы навигационных данных 5.4 Применение БО ГНСС в бортовом комплексном средстве навигации и цифровой бортовой комплексной навигационной системе ВС Класс А БО класса А предназначено для применения в качестве автономного средства навигации, в котором должна быть реализована функция RAIM. Класс В БО класса В предназначено для применения в качестве датчика навигационных данных для бортовых комплексных средств навигации (навигационная вычислительная система, многодатчиковая навигационная система, многофункциональный пульт индикации и управления и т.п.). Класс С БО класса С предназначено для применения в качестве датчика для бортовой комплексной навигационной системы (навигационного вычислителя или многодатчиковой навигационной системы), которая формирует управляющие сигналы для автопилота или директорные команды для пилотажно-командного прибора, с целью уменьшения ошибок пилотирования. КТ «Бортовое оборудование спутниковой навигации» установлены три класса БО ГНСС по назначению А,В и С
Эксплуатационные разрешения для полетов по маршруту при использовании БО ГНСС Эксплуатационные разрешения для полетов по маршруту при использовании автономного БО ГНСС Эксплуатационное разрешение при использовании портативного (переносного) БО ГНСС Эксплуатационное разрешение при использовании автономного БО ГНСС в качестве дополнительного средства навигации Эксплуатационное разрешение при использовании автономного БО ГНСС в качестве основного средства навигации Эксплуатационное разрешение при использовании автономного БО ГНСС в качестве основного средства навигации в океаническом воздушном пространстве Эксплуатационное разрешение при использовании неавтономного БО ГНСС 6.2 Эксплуатационные разрешения для полетов в зоне аэродрома при подходе, вылете и NPA при использовании БО ГНСС Эксплуатационные разрешения для полетов в зоне аэродрома при подходе, вылете и NPA при использовании автономного БО ГНСС
Эксплуатационное разрешение при использовании портативного (переносного) БО ГНСС Эксплуатационное разрешение при использовании автономного БО ГНСС в качестве дополнительного средства навигации Эксплуатационное разрешение при использовании автономного БО ГНСС в качестве основного средства навигации Эксплуатационное разрешение при использовании неавтономного БО ГНСС 6.3 Эксплуатационные разрешения для точных заходов на посадку полетов при использовании БО ГНСС/ЛККС 6.4 Эксплуатация БО ГНСС для полетов в Европейском регионе вне пределов воздушного пространства Российской Федерации в системах базовой зональной навигации (B-RNAV) и точной зональной навигации (P-RNAV) 6.5 Эксплуатационные разрешения для полетов при использовании БО ГНСС/SBAS 6.6 Эксплуатационные процедуры для полетов методом зональной навигации при использовании БО ГНСС Общие положения Подготовка к полету Особенности эксплуатационных процедур на подходе, NPA и вылете при использовании ГНСС Особенности эксплуатационных процедур при точном заходе на посадку при использовании БО ГНСС Особенности выполнения STAR и SID в дифференциальном режиме при использовании БО ГНСС/ЛККС
14 Портативное оборудование спутниковой навигации может применяться только в качестве дополнительного навигационного оборудования при полетах по ПВП при комплексном использовании с другими навигационными системами ВС. Это оборудование должно иметь одобрение АР МАК для установки на ВС Автономное БО ГНСС предназначено для использования в качестве штатного навигационного оборудования ВС. Оно должно быть сертифицировано для установки на ВС в соответствии с КТ (как оборудование класса А, как минимум подкласс А2 или выше) или аналогичными сертификационными требованиями других государств, его размещение на ВС должно осуществляться по документации ОКБ Генеральных конструкторов ВС. Обязательным является отображение информации, получаемой от БО ГНСС на приборе основной ПНП Неавтономное БО ГНСС предназначено для использования в качестве датчика навигационных данных для бортовых комплексных средств навигации или бортовой комплексной навигационной системы ВС. Оно должно быть сертифицировано для установки на ВС в соответствии с КТ (как оборудование классов B или C, как минимум подклассы B4 и C4 или выше) или аналогичными сертификационными требованиями других государств, его размещение на ВС должно осуществляться по документации ОКБ Генеральных конструкторов ВС. Обязательным является отображение информации, получаемой от БО ГНСС на приборе бортовых комплексных средств навигации или бортовой комплексной навигационной системы ВС.
15 Применение портативного (переносного) БО ГНСС не допускается. Автономное БО ГНСС предназначено для использования в качестве штатного навигационного оборудования ВС. Оно должно быть сертифицировано для установки на ВС в соответствии с КТ-34-01, как оборудование класса А (подкласс А1) или аналогичными сертификационными требованиями других государств, его размещение на ВС должно осуществляться по документации ОКБ Генеральных конструкторов ВС. Обязательным является отображение информации, получаемой от БО ГНСС на приборе основной ПНС Неавтономное БО ГНСС предназначено для использования в качестве датчика навигационных данных для бортовых комплексных средств навигации или бортовой комплексной навигационной системы ВС. Оно должно быть сертифицировано для установки на ВС в соответствии с КТ-34-01, как оборудование классов B или C (для выполнения STAR - подклассы В2, В4 и С2, С4, для выполнения STAR, SID, заходов на посадку и NPA - подклассы B1, В3 и С1, C3) или аналогичными сертификационными требованиями других государств, его размещение на ВС должно осуществляться по документации ОКБ Генеральных конструкторов ВС. Обязательным является отображение информации, получаемой от БО ГНСС на приборе бортовых комплексных средств навигации или бортовой комплексной навигационной системы ВС.
16 БО ГНСС должно соответствовать квалификационным требованиям КТ-253 «Бортовое оборудование ГНСС/ЛККС» или аналогичными сертификационными требованиями других государств, его размещение на ВС должно осуществляться по документации ОКБ Генеральных конструкторов ВС. Обязательным является отображение информации, получаемой от БО ГНСС на приборе бортовых комплексных средств навигации или бортовой комплексной навигационной системы ВС. При осуществлении полетов в Европейском регионе в системах базовой зональной навигации (B-RNAV) и точной зональной навигации (P-RNAV) при применении БО ГНСС необходимо руководствоваться методическими рекомендациями от г «О введении в действие Положения о допуске ВС к полетам в системе зональной (BRNAV) в Европейском регионе» и распоряжением от г. НА-21-р «О введении в действие Рекомендаций по подготовке воздушных судов и эксплуатантов гражданской авиации России к полетам в системе точной зональной навигации P-RNAV в Европейском регионе по требованиям RNP 1».
17 Бортовое оборудование ГНСС/SBAS может применяться в зоне обслуживания систем SBAS на маршруте и в зоне аэродрома с ограничениями на типы операций, заданными провайдерами услуг соответствующих систем. В настоящее время три системы SBAS находятся в эксплуатации: WAAS, MSAS и EGNOS.
Общие требования к аэродрому для обеспечения процедур маневрирования в районе аэродрома и заходов на посадку при использовании ГНСС 7.2 Дополнительные требования к оборудованию аэродрома для обеспечения процедур NPA и точного захода на посадку при использовании ГНСС 7.3 Требования к SID, STAR и схемам NPA по ГНСС 7.4 Требования к схемам точного захода на посадку по ГНСС Аэродром, на котором устанавливаются процедуры зональной навигации при использовании ГНСС должен удовлетворять следующим минимальным требованиям: должна быть выполнена геодезическая съёмка аэронавигационных ориентиров и препятствий аэродрома в объёме и с точностью, соответствующими действующим требованиям Министерства транспорта Российской Федерации; должна быть исследована помеховая обстановка в районе аэродрома и подтверждёна возможность надёжного приёма сигналов ГНСС.
19 Внешний вид ЛКС-А Фотография предоставлена ООО «НППФ «Спектр»
20 Внешний вид ЛККС-А Фотографии предоставлены ООО «НППФ «Спектр»
Проявление аномалий ГНСС 8.2 Действия диспетчеров УВД и экипажей ВС при обнаружении ЛКС аномалии ГНСС при выполнении NPA, STAR и SID при использовании ГНСС и при восстановлении условий полета по ГНСС (отсутствие аномалии) 8.3 Отказ ЛККС 8.4 Проявление аномалии ГНСС при выполнении захода по GLS 8.5 Обнаружение экипажем аномалии ГНСС 8.6 Отказ БО ГНСС
22 Аномалия ГНСС может быть определена, как потеря навигации, потеря целостности навигационных данных, при которой степень доверия к навигационной информации очень низка, или снижение точности навигационных данных при полностью работоспособном бортовом оборудовании ГНСС
23 Получение диспетчером посадки данных об аномалии ГННС от ЛКС Информирование экипажа, совершающего NPA по ГНСС, об аномалии с указанием созвездия Действия экипажа: прекратить выполнение NPA по ГНСС Действия экипажа: совместно с диспетчером предпринять меры по безопасному продолжению полета Получение диспетчером круга данных об аномалии ГННС от ЛКС Информирование экипажей, находящихся у него под управлением, об аномалии с указанием созвездия Информирование других диспетчеров, поддерживающих процедуры по ГНСС Информирование экипажей, находящихся у них под управлением, об аномалии с указанием созвездия Действия экипажей: воздержаться от выполнения операций по ГНСС Действия экипажей: совместно с диспетчерами предпринять меры по безопасному продолжению полета
24 Получение диспетчером круга данных о восстановлении условий полета по ГННС от ЛКС Информирование экипажей, находящихся у него под управлением, о восстановлении условий полета по ГННС с Указанием созвездия Информирование других диспетчеров, поддерживающих процедуры по ГНСС Информирование экипажей, находящихся у них под управлением, о восстановлении условий полета по ГННС с Указанием созвездия Действия экипажей: возобновить выполнение операций по ГНСС
25 Переход БО ГНСС/ЛККС из дифференциального режима в обычный при выполнении PA Завершение посадки в режиме NPA (при выполнении ряда условий) Уход на второй круг при невозможности завершения посадки Переход БО ГНСС/ЛККС из дифференциального режима в обычный при выполнении STAR и SID Выполнение STAR и SID в обычном режиме Осведомленность диспетчеров посадки и круга об отказе Осведомленность сменного инженера об отказе
26 Невозможность БО ГНСС/ЛККС выдавать необходимую информацию для продолжения захода по GLS Уход на второй круг Совместно с диспетчером предпринять меры по безопасному продолжению полета
27 Доклад экипажа диспетчеру УВД о проявлении аномалии Совместно с диспетчером предпринять меры по безопасному продолжению полета Диспетчер не предупреждает другие ВС, находящиеся у него под управлением, об аномалии Другие ВС могут продолжать намеченные операции Доклад экипажа диспетчеру УВД об отказе БО ГНСС Совместно с диспетчером предпринять меры по безопасному продолжению полета
Требования к диспетчерам УВД для обеспечения полета по маршруту, подхода, NPA и вылета по ГНСС 10.2 Дополнительные требования к диспетчерам УВД для обеспечения захода по GLS 9.1 Требования к подготовке лётного состава для выполнения полетов по маршруту, процедур подхода, NPA и вылета по ГНСС 9.2 Требования к подготовке лётного состава для выполнения точного захода на посадку по ГНСС