Взаимодействие в процессе формирования бюджета Астана год
Реформирование бюджетной системы Республики Казахстан 2 24 ноября 2011 года в Бюджетный кодекс Республики Казахстан внесены изменения и дополнения, связанные с разграничением полномочий между МЭРТ и МФ в бюджетном процессе
МЭРТМФ - разработка Прогноза социально-экономического развития на пятилетний период, включающий определение: основных направлений и мер экономической политики, в том числе налогово-бюджетной политики; прогноза макропоказателей социально-экономического развития; прогноза бюджетных параметров на трехлетний период, включающий прогноз поступлений и расходов консолидированного, государственного и республиканского бюджетов, дефицит бюджета; новых инициатив расходов, направленных на реализацию приоритетов социально-экономического развития; перечня приоритетных бюджетных инвестиций. - рассмотрение и согласование проектов стратегических планов государственных органов; - определение лимитов государственного заимствования, правительственного долга, предоставления государственных гарантий и поручительств государства; -определение объемов гарантированного трансферта из Национального фонда РК; - определение объемов трансфертов общего характера между республиканским и областными, города республиканского значения, столицы бюджетами. -прогнозирование поступлений в государственный и республиканский бюджет, в национальный фонд по категориям, классам и подклассам Единой бюджетной классификации; -рассмотрение бюджетных заявок администраторов республиканских бюджетных программ; - формирование Единой бюджетной классификации; - подготовка заключения по расходам администраторов бюджетных программ с учетом заключений МЭРТ и вынесение на рассмотрение РБК; - на основании решения РБК формирование проекта Закона о республиканском бюджете на планируемый период и представление на рассмотрение Правительства; - разработка проекта постановления Правительства о реализации Закона о республиканском бюджете на планируемый период. Разграничение полномочий между МЭРТ и МФ в бюджетном процессе 3
1 этап Формирование сценарного Прогноза социально-экономического развития АБП МЭРТ РБК МЭРТ АБП до 1 марта до 1 5 марта – 25 марта 3-хдневный срок с РБК -прогноз показателей развития отраслей и сфер экономики; -предложения к разделам документа; -предложения с обоснованиями по новым инициативам текущих расходов, направленных на реализацию приоритетов СЭР в соответствии с Правилами представления АБП предложений по новым инициативам, в том числе по бюджетным инвестициям (Приказ МЭРТ); - предложения по приоритетным направлениям бюджетной инвестиционной политики в соответствии с Правилами представления АБП предложений по новым инициативам, в том числе по бюджетным инвестициям (Приказ МЭРТ). -прогноз показателей развития отраслей и сфер экономики; -предложения к разделам документа; -предложения с обоснованиями по новым инициативам текущих расходов, направленных на реализацию приоритетов СЭР в соответствии с Правилами представления АБП предложений по новым инициативам, в том числе по бюджетным инвестициям (Приказ МЭРТ); - предложения по приоритетным направлениям бюджетной инвестиционной политики в соответствии с Правилами представления АБП предложений по новым инициативам, в том числе по бюджетным инвестициям (Приказ МЭРТ). до 1 марта АБП вносят в МЭРТ: 4
5 На центральном уровне: 1. внешние и внутренние условия развития экономики; 2. цели и задачи экономической политики на среднесрочный период, в том числе налогово- бюджетной политики; 3. основные направления и меры экономической политики на 5 лет, в том числе налогово-бюджетной политики; 4. прогноз показателей социально-экономического развития на пятилетний период; 5. прогноз бюджетных параметров на трехлетний период, включающий прогноз поступлений и расходов консолидированного, государственного и республиканского бюджетов, дефицит бюджета; 6. новые инициативы расходов, направленных на реализацию приоритетов социально-экономического развития; 8. перечень приоритетных бюджетных инвестиций. На местном уровне 1. прогноз, тенденции, приоритеты, целевые индикаторы и показатели социально-экономического развития региона; 2. бюджетные параметры на три года, который должен содержать: -основные параметры соответствующих местных бюджетов; -новые инициативы расходов, направленные на реализацию приоритетов социально-экономического развития; -перечень приоритетных местных бюджетных инвестиций. Прогноз социально-экономического развития (ПСЭР) ПСЭР - документ, определяющий параметры экономического развития страны, региона и экономическую политику государства на среднесрочный период с учетом стратегических целей во взаимосвязи с бюджетными параметрами на три года, который содержит:
Форма по предложениям по новым инициативам текущих расходов, направленных на реализацию приоритетов СЭР (приказ МЭРТ) 6 Предложения_(наименование АБП) по новым инициативам расходов, направленным на реализацию приоритетов социально-экономического развития и предполагаемых к финансированию по новым текущим бюджетным программам на _________________годы плановый период вид бюджета (местный, республиканский)_____________ тыс.тенге п/п Соответствие стратегическим и программным документам (наименование документа,, дата принятия, показатели (цель, целевой индикатор либо показатель прямого результата), нормативным правовым актам, поручениям Главы государства, Администрации Президента, Правительства Описание мероприятий Предлагаемое наименование бюджетной программы Сумма расходов на планируемый период Ожидаем ый результат 1-й год 2-й год3-й год … 2.1. … Всего бюджетных расходов до 1 марта АБП вносят в МЭРТ по форме:
Форма по предложениям по приоритетным направлениям бюджетной инвестиционной политики (приказ МЭРТ) 7 Предложения_(наименование АБП) по приоритетным направлениям бюджетной инвестиционной политики на _________________годы плановый период до 1 марта АБП вносят в МЭРТ по форме: п/п Приоритетные направления бюджетной инвестиционной политики Обоснование (соответствие стратегическим и программным документам, нормативным правовым актам, поручениям Главы государства, Администрации Президента, Правительства) Мероприятия до планируемого года Мероприятия на планируемый период 1-й отчетный год 2-й год (план текущего года) 1-й год2-й год3-й год …
1 этап Формирование сценарного Прогноза социально-экономического развития АБП МЭРТ 2314 РБК МЭРТ АБП до 1 марта до 1 5 марта – 25 марта 3-хдневный срок с РБК (1) сценарный прогноз показателей социально-экономического развития на пятилетний период; (2) сценарный прогноз бюджетных параметров на трехлетний период; (3) приоритеты социально-экономической политики c учетом налогово-бюджетной и бюджетной инвестиционной политики; (4) заключения по новым инициативам текущих расходов по утвержденному формату (приказ МЭРТ). (1) сценарный прогноз показателей социально-экономического развития на пятилетний период; (2) сценарный прогноз бюджетных параметров на трехлетний период; (3) приоритеты социально-экономической политики c учетом налогово-бюджетной и бюджетной инвестиционной политики; (4) заключения по новым инициативам текущих расходов по утвержденному формату (приказ МЭРТ). МЭРТ до 15 марта – 25 марта формирует и вносит на рассмотрение РБК: 8
МЭРТ в 3-хдневный срок после РБК направляет АБП: І этап АБП МЭРТ 2314 РБК МЭРТ АБП до 1 марта до 1 5 марта – 25 марта 1.Сценарный прогноз основных макроэкономических показателей; 2. Приоритеты социально-экономической политики с учетом налогово-бюджетной и бюджетной инвестиционной политики; 3. Заключения по новым инициативам текущих расходов по утвержденному формату. 1.Сценарный прогноз основных макроэкономических показателей; 2. Приоритеты социально-экономической политики с учетом налогово-бюджетной и бюджетной инвестиционной политики; 3. Заключения по новым инициативам текущих расходов по утвержденному формату. 3-хдневный срок с РБК 1 этап Формирование сценарного Прогноза социально-экономического развития 9
М ЭРТ в 3-хдневный срок после РБК направляет АБП по форме: І этап Форма по заключению по новым инициативам текущих расходов (приказ МЭРТ) 10 Заключение по предложениям_(наименование АБП) по новым инициативам расходов, направленным на реализацию приоритетов социально-экономического развития и предполагаемых к финансированию по новым текущим бюджетным программам на _______________годы плановый период вид бюджета (местный, республиканский)___________ тыс.тенгек п/п Соответствие стратегическим и программным документам (наименование документа,, дата принятия, показатели (цель, целевой индикатор либо показатель прямого результата), нормативным правовым актам, поручениям Главы государства, Администрации Президента, Правительства Описание мероприя тий Предлагаемое наименование бюджетной программы Сумма расходов на планируемый период Ожидае мый результ ат Позиция уполномоче нного органа по государстве нному планирован ию 1-й год2-й год 3-й год … 2.1. … Всего бюджетных расходов
ІІ этап МЭРТ рассматривает на предмет их соответствия: -стратегическим и программным документам, - одобренному сценарию прогноза показателей социально- экономического развития страны, - приоритетам СЭР, -бюджетному и иному законодательству РК. 2 этап Рассмотрение стратегических планов центральных государственных органов, предложений по приоритетным бюджетным инвестициям АБП в срок до 1 апреля текущего финансового года представляют в МЭРТ проекты стратегических планов, предложения по приоритетным бюджетным инвестициям 11 АБП МЭРТ до 1 апреля АБП до 1 мая МФ до 15 мая РБК
ІІ этап МЭРТ по результатам рассмотрения проектов стратегических планов государственных органов и предложений по приоритетным бюджетным инвестициям: формирует заключения и направляет АБП в срок до 1 мая. формирует проект Перечня приоритетных республиканских бюджетных инвестиций и вносит в МФ для рассмотрение РБК. 2 этап Рассмотрение стратегических планов центральных государственных органов, предложения по приоритетным бюджетным инвестициям 12 АБП МЭРТ до 1 апреля АБП до 1 мая МФ до 15 мая РБК
ІІ этап АБП в срок до 15 мая текущего финансового года представляют в УЭБП: - бюджетные заявки; -проекты стратегических планов; -предложения по приоритетным бюджетным инвестициям. Рассмотрение проектов стратегических планов, бюджетных заявок, предложения по приоритетным бюджетным инвестициям на местном уровне АБПУЭБП до 15 мая 1 БК 2 13 УЭБП по итогам рассмотрения бюджетных заявок АБП, проектов стратегических планов и предложений по приоритетным бюджетным инвестициям формирует заключения и выносит их на рассмотрение бюджетной комиссии.
Форма заключения МЭРТ по результатам рассмотрения стратегических планов государственных органов (приказ МЭРТ) 14 МЭРТ составляет Заключение стратегических планов в разрезе разделов: 1. «Анализ текущей ситуации и тенденции развития соответствующих отраслей (сфер) деятельности». 2. «Стратегические направления, цели, задачи, целевые индикаторы, мероприятия и показатели результатов». 3. «Развитие функциональных возможностей». 4. «Межведомственное взаимодействие». 5. «Управление рисками». 6. «Бюджетные программы». 7. Соответствие содержания проекта СП методологическим требованиям. Выводы и предложения Резюме уполномоченного органа по государственному планированию по результатам рассмотрения проекта стратегического плана государственного органа 1. Краткая характеристика проекта стратегического плана. Дается общая оценка проекта стратегического плана с указанием ожидаемых результатов от его реализации. 2. Позиция уполномоченного органа по государственному планированию. Поддерживается /не поддерживается Заместитель первого руководителя уполномоченного органа по государственному планированию
ІIІ этап Уточнение прогноза показателей, формирование разделов ПСЭР и проекта ПРБИ АБП вносит: 1. в МФ бюджетные заявки и проекты стратегических планов или проекты изменений и дополнений в стратегические планы с учетом заключений МЭРТ в МЭРТ уточненный прогноз показателей развития отраслей и сфер экономики и предложения к разделам прогноза. АБП вносит: 1. в МФ бюджетные заявки и проекты стратегических планов или проекты изменений и дополнений в стратегические планы с учетом заключений МЭРТ в МЭРТ уточненный прогноз показателей развития отраслей и сфер экономики и предложения к разделам прогноза. АБП МЭРТ МФ РБК 2. МФ по итогам рассмотрения бюджетных заявок АБП и с учетом заключения МЭРТ формирует заключения по расходам АБП и направляет на рассмотрение РБК. 3. МЭРТ уточняет проект прогноза социально-экономического развития, в состав которого входит проект Перечня приоритетных республиканских бюджетных инвестиций и вносит в Правительство РК. МФ МЭРТ в Правительство РК на одобрение 4. На основании решения РБК МФ и МЭРТ направляют в Правительство РК: МФ - проект Закона о республиканском бюджете на планируемый период; МЭРТ - проект Прогноза социально-экономического развития республики на пятилетний период, в том числе проект Перечня приоритетных республиканских бюджетных инвестиций. 4. На основании решения РБК МФ и МЭРТ направляют в Правительство РК: МФ - проект Закона о республиканском бюджете на планируемый период; МЭРТ - проект Прогноза социально-экономического развития республики на пятилетний период, в том числе проект Перечня приоритетных республиканских бюджетных инвестиций. 4 до 15 мая с 1 июля по 1 августа не позднее 15 августа не позднее по 1 августа 1.1. до 15 июня 3 этап Формирование Прогноза социально-экономического развития и республиканского бюджета на трехлетний период 15