Ковалева Г.С. Использование результатов мониторинговых исследований Часть 1. Международные и национальные мониторинги Учебный курс «Использование результатов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Семинар по организации и проведению исследования готовности первоклассников Ямало-Ненецкого автономного округа к обучению в школе (10-11 сентября 2012.
Advertisements

Ковалева Г.С., зав. Центром оценки качества образования ИСМО РАО Апробация системы оценки достижения планируемых результатов освоения основных образовательных.
Диагностика готовности первоклассников к обучению в школе 1-й этап ( уч.г.)
О результатах школьников Нижегородской области в международных сравнительных исследованиях качества общего образования Е.И. Апутина директор ГБОУ ДОВ ЦМКО.
О результатах школьников Нижегородской области в международных сравнительных исследованиях качества общего образования Е.И. Апутина директор ГБОУ ДОВ ЦМКО.
Сопровождение введения ФГОС НОО: готовность первоклассников к обучению и мониторинг достижения планируемых результатов Ладыгина С.А., начальник отдела.
Результаты исследования готовности первоклассни ков к обучению в школе. ГБОУ СОШ 1073 Психолог Фридман Л.В.
Качество российского образования: по результатам международных исследований Качество российского образования: по результатам международных исследований.
Опыт участия Томской области в мониторинговых исследованиях Сербина Наталья Павловна, с.н.с. ЦОКО ТОИПКРО.
Ковалева Галина Сергеевна Центр оценки качества образования ИСМО РАО Тел/факс 8 (095)
Группа «Разработка и апробация системы оценки планируемых результатов освоения программы начального образования» Руководитель – Ковалева Г.С. Проект «Разработка.
Апробация инструментария для оценки метапредметных результатов в начальной школе (комплексная работа) Ковалева Г.С.
Психологическое сопровождение введения ФГОС. Результаты исследования готовности первоклассников к обучению в школе.
Совещание с муниципальными координаторами оценочных процедур в начальной школе ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА НАЧАЛЬНОГО.
1 директор ЦООМО, к.п.н. И. П. Валькова Бишкек, февраль 2008 г. Исследования PISA и НООДУ в Кыргызской Республике проведено ЦООМО по заказу Министерства.
{ Создание условий для совершенствования профессиональной компетенции педагогов дошкольного и начального общего образования как фактор, влияющий на качество.
Г. Вологда, 11 декабря 2014 г. Первые результаты оценки качества начального образования в Вологодской области в 2013/2014 учебном году Ковалева Галина.
Региональная система мониторинга результатов освоения основной программы общего начального образования Л. А. Рябинин а Красноярск, 2011 КГБОУ «Центр оценки.
Сопровождение введения ФГОС ГОУ ЦО учебный год Диагностика готовности первоклассников к обучению в школе.
Исследование готовности первоклассников к обучению в школе Бюджетное учреждение Чувашской Республики «Чувашский республиканский центр новых образовательных.
Транксрипт:

Ковалева Г.С. Использование результатов мониторинговых исследований Часть 1. Международные и национальные мониторинги Учебный курс «Использование результатов оценки учебных достижений школьников и результатов мониторинговых исследований для выработки управленческих решений на разных уровнях системы образования» ноября 2011 года, г. Москва

Внутренняя оценка Внешняя оценка Исполь- зование в школе централи- зованного инстру- ментария Использование результатов комплексных измерений Текущий контроль, портфолио и др. ЕГЭ, ГИА-9

Информирование всех заинтересованных лиц (вертикальное и горизонтальное) Принятие решений на различных уровнях (тактическое и стратегическое планирование) Изменение акцентов в учебном процессе (переориентация системы) Повышение квалификации педагогических кадров Инициирование новых исследований С какой целью могут использоваться результаты мониторинговых исследований

Опыт России: 1. Информирование всех заинтересованных лиц (Примеры 1 – 8). 2. Принятие решений на различных уровнях (пример 9) 3. Повышение квалификации педагогических кадров (пример 10) 4. Инициирование новых исследований (пример 11) Международные исследования

Пример 1. Результаты России в международных сравнительных исследованиях качества общего образования

Пример 2. Сравнение результатов исследования TIMSS 2003 и 2007 годов по математике

Пример 3. Сравнение результатов исследования TIMSS 2003 и 2007 годов по естествознанию

Пример 4. Сравнение результатов некоторых стран 2003 и 2007 годов по естествознанию 2003 год, 4 класс2007 год, 4 класс 2003 год, 8 класс2007 год, 8 класс

Пример 5. Сравнение результатов некоторых стран 2003 и 2007 годов по математике 2003 год, 4 класс2007 год, 4 класс 2003 год, 8 класс2007 год, 8 класс

Пример 6. Уровни функциональной грамотности (PISA) Самостоятельно мыслящие и способные функционировать в сложных условиях 4 уровень – проявляется способность использовать имеющиеся знания и умения для получения новой информации 2 уровень – пороговый, при достижении которого учащиеся начинают демонстрировать применение знаний и умений в простейших не учебных ситуациях

Ниже 1 уровня Не способны выполнить самые легкие задания PISA Уровень 1 Учащиеся имеют ограниченные знания, которые они могут применять только в некоторых знакомых ситуациях OECD Уровень 6 Учащиеся могут применять и объяснять естественнонаучные знания и знания о науке в различных сложных жизненных ситуациях Уровень6 Уровень 5 Уровень4 Уровень3 Уровень2 Уровень 1 Ниже 1- го Уровни естественнонаучной грамотности PISA % 0,5% OECD Россия OECD (2007), PISA 2006 – Science Competencies for Tomorrows World, Table 2.1a 8% 20% 27% 24% 14% 5% 3,7% 15,1% 28,3% 30,2% 17%17% 5,2%

Уровни читательской грамотности PISA-2009

автономия школы и эффективная система подотчетности школы перед органами управления образованием, родителями и представителями общественности, открытая публикация результатов деятельности школы и итоговой аттестации выпускников; автономия школы в разработке учебного плана и учебных программ, приобретении оборудования и материалов, а также определении системы оценки учебных достижений при заданных образовательных стандартах; хорошая дисциплина в школе и хорошие доверительные отношения между учащимися и учителями. Пример 7. Учет факторов, характеризующих наиболее эффективные школы в формировании читательской грамотности

14 Эффективные школы в России (по результатам исследований PISA-2003 и TIMSS-2003) Более крупные образовательные учреждения – с хорошей материальной базой, – c укомплектованным штатом учителей, – c хорошими образовательными ресурсами (библиотекой, лабораторным оборудованием, компьютерами и т.д.), Больше учителей, удовлетворенных своей работой Более мотивированные учащиеся Доброжелательные отношения между учащимися и учителями Высокие требования к учащимся Хорошая дисциплина и др.

15 Выявление факторов, отличающих более эффективные школы от менее эффективных Основывается на выявлении значимых различий в ответах на вопросы анкет администрации, учителей и учащихся двух групп школ.

16

Подзаголовок слайда Пример 8. Информация по запросу (TIMSS-2008)

Пример 9. Для принятия решений: Связь между читательской грамотностью российских учащихся и отдельными факторами

Распределение учащихся на группы в зависимости от их круга чтения и овладения учебными стратегиями работы с текстом

Связь между читательской грамотностью и особенностями чтения

Пример 10. Для повышения квалификации: результаты выполнения отдельных заданий международных тестов (TIMSS 1995,естествознание 8 класс) На рисунке показано яблоко, падающее на землю. В каких из трех положений на яблоко действует сила тяжести? А. только в положении 2. В. только в положениях 1 и 2. С. только в положениях 1 и 3. D. в положениях 1, 2 и 3. Положение 1 Положение 2 Положение 3

TIMSS 1999, естествознание 8 класс На рисунке изображена ракета до запуска, сразу после запуска и в момент ее возвращения на Землю. В каких из трех положений на ракету действует сила тяжести? А. Только в положении 3. В. Только в положениях 1 и 2. С. Только в положениях 2 и 3. D. В положениях 1, 2 и 3. Положение 1 Положение 2 Положение 3

TIMSS 2003, 2007, естествознание 8 класс На рисунке показаны четыре положения парашютиста. В каких из этих положений на парашютиста действует сила тяжести? А. Только в положении 2. В. Только в положениях 2 и 3. С. Только в положениях 1, 2 и 3. D. В положениях 1, 2, 3 и В самолете перед прыжком 2. В свободном полете перед раскрытием парашюта 3. В полете после раскрытия парашюта 4. На земле сразу после приземления

TIMSS 1995, 1999, 2003, 2007 естествознание 8 класс В каком из положений «на тело» действует сила тяжести? Во всех положениях 44,5%46,0%32,6%35,3% При падении (или движении тела вниз) 36,6%29,7%

Спутники Выявление причин обнаруженных проблем Анализ особенностей обучения Взаимодействие Сила – характеристика взаимодействия Определяет движение тела Брошенные тела Сила тяжести – характеристика притяжения тела к Земли Определяет воздействие тела на опору/подвес Плавание или воздухопла- вание Равновесие рычага Кирпич на нити или столе

Пример 11. Для инициирования новых исследований: «Тяни-толкай» – измеритель динамики читательской грамотности

Опыт России: 1.Мониторинг результатов экзаменов в 9 и 11 классах ( ) 2.Мониторинг образовательных достижений в рамках широкомасштабного эксперимента по совершенствованию структуры и содержания образования ( ) 3.Мониторинг образовательных достижений в начальной школе ( ) Национальные мониторинги

Анализ возможностей использования результатов мониторинговых исследований на примере инструментария для оценки готовности первоклассников к обучению в школе

Особенности инструментария для оценки готовности первоклассников к обучению в школе Комплексность предлагаемого диагностического материала и технологии. Основной подход основан на оценке адаптационного ресурсного потенциала ребенка (наличие ресурсов адаптации и рисков дезадаптации). Одновременное рассмотрение ситуации с позиций большинства участников образовательного процесса: детей, учителей, родителей. Использование современных технологий сбора и обработки данных.

Принципы, лежащие в основе проекта В первый класс школы приходит учиться не сам по себе ребенок, но вся его семья – его группа поддержки. Для детей этого возраста референтны как родители, так и учитель. Поэтому на первом этапе особенно важны согласованные действия учителя и представителей семьи. У каждого ребенка есть резервы адаптации и риски дезадаптации.

Показатели готовности к обучению в начальной школе -Познавательная сфера (психофизиологическая и интеллектуальная зрелость, сформированность предпосылок овладения грамотой и математикой, наличие учебных навыков у ребенка) -Индивидуально-личностные особенности ребенка -Семья как ресурс адаптации первоклассника -Ресурсы и цена адаптации ребенка к школе -Здоровье ученика

Инструментарий для оценки готовности первоклассников к обучению в школе (начало 1 класса) 1.Методики для оценки сформированности когнитивной сферы 2.Карта первоклассника 3.Анкета для родителей 4.Анкета для учителя начальной школы 5.Рекомендации по проведению обследования с описанием методик и процедур их проведения 6.Раздаточный материал для выполнения тестов (бланки для ответов); 7.Таблицы для фиксации результатов обследования; 8.Формы для списков школ, учителей и учащихся; 9.Формы и программы для ввода и первичной обработки данных. 10.Фильмы для проведения бесед с учителями и родителями (2 серии) 11.Рекомендации по интерпретации и использованию результатов обследования 12.Регламенты проведения консультаций

Рисунок человека

Распределение обследуемых первоклассников по результатам выполнения методики «Рисунок человека»

Графический диктант

Распределение обследуемых первоклассников по результатам выполнения методики «Графический диктант»

Число первоклассников из всех обследований, показавших очень низкий и очень высокий уровень выполнения четырех методик

Распределение первоклассников по типу адаптационного потенциала

Категории типов адаптационного потенциала: высокий адаптационный потенциал (с преобладанием ресурсов адаптации над рисками); неустойчивый адаптационный потенциал (ресурсы и риски находятся в неустойчивом равновесии, имеются «зоны напряжения адаптации»); сниженный адаптационный потенциал (факторы риска преобладают над ресурсами, то есть у детей этой группы высокий риск развития выраженных дезадаптивных реакций).

Профили готовности первоклассников к обучению в школе Семья как ресурс адаптации первоклассника Познавательная сфера Индивидуально- личностные особенности ребёнка

Практическая значимость проекта Результаты проекта могут быть использованы: учителями начальных классов, школьными психологами и родителями (для организации индивидуальной работы с учащимися и целенаправленной работы по более успешной адаптации учащихся к обучению в школе) управленцами и методистов разного уровня (для проведения мониторинговых исследований в начальной школе на уровне страны, региона, муниципалитета с учетом стартовой диагностики первоклассников; для аттестации образовательных учреждений начального образования, для аттестации педагогических кадров с учетом динамики развития учащихся)

Практические задачи методических служб регионов Оказание помощи учителям первых классов в анализе полученных при обследовании индивидуальных данных каждого ребенка (в соответствии с передаваемыми в школы результатами ребенка – профилем показателей и регламентом проведения консультаций); оказание помощи учителям начальных классов в анализе полученных при обследовании данных, характеризующих в целом по классу уровень выраженности каждой из характеристик профиля показателей. оказание поддержки учителям начальных классов и родителям учащихся начальной школы в выработке совместной стратегии по оказанию помощи ребенку. оказание информационной поддержки администрации школы в части сравнения данных по классам школы со средними данными по муниципалитету, региону.

Что дополнительно дает участие в проведении обследования первоклассников формирование у всех участников проекта понимания сложности периода адаптации детей к школе; разработка единой информационно-технологической базы системы оценки показателей, характеризующих адаптацию ребенка к школьному обучению для осуществления совместной работы учителя и родителей учащихся по оказанию помощи ребенку на этапе его вхождения в школьную жизнь, а также принятия управленческих решений; повышение квалификации педагогических работников по вопросам, касающимся индивидуальных особенностей учащихся и оказанию поддержки детям на этапе их вхождения в школьную жизнь.

РРРазвитие инструментария мониторинга образовательных достижений в начальной школе: Профили готовности первоклассников к обучению во 2 классе

Профили динамики первоклассников (конец первого класса)

Результаты обследования учащихся 1 класса в конце учебного года (регион 1)

Результаты обследования учащихся 1 класса в конце учебного года (регион 2)

Результаты обследования учащихся 1 класса в конце учебного года (регион 2, ФГОС)

Ковалева Галина Сергеевна Тел./факс: +7-(499) cайт: centeroko.ru