Практические приемы и методы формирования базовых понятий при обучении грамоте Кистенева Римма Александровна, Специальная (коррекционная) школа VIII вида 59 г. Томска
Причины трудностей при обучении письму сложности установления связей между зрительным, слуховым и речедвигательным центрами низкий темп протекания мыслительных процессов низкая готовность к учебной деятельности несформированность мотивации
Причины трудностей при обучении письму
Следствие - процесс овладения навыком письма проходит более замедленно.
Направления коррекционно- развивающей работы формирование фонематического слуха развитие звукового анализа и синтеза развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки формирование представлений о предложении, слове, слоге, звуке
Направления коррекционно- развивающей работы Для преодоления трудностей в обучении эффективна предметная деятельность учеников, базирующаяся на использовании раздаточного материала
Практическое знакомство с предложением Первоначальные сведения о предложении дети получают в подготовительный период
Практическое знакомство с предложением Цель – выработка умений выделения предложений из текста Способы: 1. Соотнесение предложения с законченной мыслью. Приемы: Практические действия Использование сюжетных картинок
Практическое знакомство с предложением 2. Графическое изображение предложения Приемы: Чтение по схеме с нажимом.
Предложение - упорядоченный набор слов Цель - показать, что предложение состоит из слов Рассматриваем предложение как упорядоченный набор слов. Способы: Графическое изображение предложения
Предложение - упорядоченный набор слов Приемы: Анализ порядка слов в предложении по схеме
Предложение - упорядоченный набор слов Приемы: Выделение слов в предложении - чтение схемы предложения с нажимом
Практическое знакомство со словом и слогом Цели: выработка умений выделения слов из потока речи показать, что слово упорядоченный набор слогов
Практическое знакомство со словом и слогом Способы: 1. Графическое изображение слова Приемы: Выделение слогов в слове - чтение схемы слова с нажимом
Практическое знакомство со словом и слогом Соотнесение слова со схемой, определение количества слогов
Практическое знакомство со словом и слогом 2. Двигательно-слуховые упражнения Приемы: «Прохлопывание», «протопывание» слова
Знакомство со звуком Цель - выработка умений выделения звуков в слове Способы: 1. Поиск звука в слове Приемы: Отбор картинок, в названиях которых есть изучаемый звук
Знакомство со звуком использование игровых приемов- хлопанье в ладоши, приседание и т.п. на слова с заданным звуком называние слов с заданным звуком в прочитанном тексте
Знакомство со звуком 2. Графическое изображение звуков Приемы: Выделение нового звука Определение места звука в слове
Знакомство со звуком 3. Развитие фонематического слуха Приемы: Проведение речевой разминки ( проговаривание слоговых цепочек, чистоговорок ) 4. Наблюдение за артикуляцией звука Приемы: Изолированное произнесение звука
Знакомство со звуком Характеристика звука по опорной схеме
Знакомство с буквой Цели: выработка умений соотнесения звука с буквой выработка умений выделения букв в слове Способы: 1. Выработка ассоциации звука с буквой Приемы: Выборочное чтение
Знакомство с буквой 2. Использование изображения буквы Приемы: Поиск и зачеркивание буквы в тексте Счет зачеркиваемых букв Поиск перевернутых букв
Спасибо за внимание!