Роль дидактической системы учителя истории в развитии творческих способностей учащихся Быстрова Людмила Владимировна Учитель истории 1 категории МОУ СОШ 40 г. Твери
Определение История – комплекс общественных наук, изучающих прошлое человеческого общества в его диалектически-сложном альтернативно-многовариативном и одновременно закономерно- объективном развитии.
Определение Дидактическая система учителя – совокупность документов и дидактических материалов, с помощью которых учитель осуществляет обучение, развитие и воспитание детей на уроках и внеклассных занятиях.
Дидактическая система учителя Стандарт образования Учебная программа Календарные и тематические планы Конспекты уроков Пособия, наглядные средства и т. п.
Формирование у молодого поколения исторических ориентиров самоидентификации в современном мире; Обучение на историческом опыте умение находить свою позицию в мире мультикультурности и поликонфисеональности, быть толерантным и открытым для социальных коммуникаций; Вырабатывание основ исторического сознания, гражданской позиции и патриотизма; Изучение истории в школе предусматривает решение следующих задач
Формирование системы позитивных гуманистических ценностей, гуманитарной культуры с помощью анализа исторического опыта человечества Усвоение интегративной системы знания об истории человечества с особым вниманием к месту и роли России во всемирно-историческом процессе; Выработка современного понимания истории в контексте гуманитарного знания и общественной жизни; Развитие навыков исторического анализа и синтеза, формирование понимания взаимовлияния исторических событий и процессов.
Определение Игра – естественная для ребенка форма обучения. Она – часть его жизненного опыта. «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить» М. Горький
Структура игры
Структура организации игры 1. Выбор игры 2. Подготовка игры а) предварительная подготовка учащихся к игре (не всегда) б) подготовка непосредственно перед игрой (должна быть направлена на создание эмоционального игрового настроения) 3. Введение в игру а) предложение игры детям б) объяснение правил игры в) выбор участников игры
Структура организации игры 4. Ход игры Чем интересны и занимательней игра, тем больший развивающий, образовательный и воспитательный результаты могут быть достигнуты. а) начало игры (уточнение нюансов) б) развитие (кульминация) в) заключение (важно вовремя поставить точку) 5. Подведение итогов. Оценка и поощрение школьников 6. Анализ игры (обсуждение, анкетирование, оценка эмоционального состояния.)
Классификация игр
Урок - экскурсия Подготовка учащихся к экскурсии (например, дается задание прочитать, изучить какой-либо материал, сделать сообщения, подготовить доклады, рефераты и т. п.) Роль археологии в изучении истории. (Если этот вопрос связан с темой урока.) В этом случае учитель может ограничиться небольшой беседой. Изучение музейных экспонатов (по теме урока). Способы датировки археологических памятников.
Урок - экскурсия Обобщение и вывод по вопросам: что мы сегодня узнали на экскурсии в музее? Можно заслушать подготовленные учащимися заранее сообщения, доклады и т. д. Экскурсию ведет обычно сам учитель или же совместно с экскурсоводом. Экскурсия заканчивается, как правило, повторительно-обобщающей беседой. Такая беседа проводится обычно после экскурсии в классе. В конце ее можно продемонстрировать научно-популярный учебный фильм или диафильм по теме урока. В конце урока-экскурсии учащимся дается домашнее задание: написать отчет или сочинение и т. п. по теме урока-экскурсии.
Список учебных электронных пособий МХК. Библиотека электронных наглядных пособий. МХК. От наскальных рисунков до киноискусства. Это было на Калининском фронте. Романтик русского классицизма Экспресс подготовка к экзамену. История. Экспресс подготовка к экзамену. Обществознание. Обществознание 8 – 11 класс
Оборудование урока Карты Наглядные пособия Мультимедийный проектор или интерактивная доска, подключенные к ПК