Тематические педсоветы. Роль администрации в их подготовке и проведении.
Работа педагогического совета определяется Положением о педсовете (локальный акт). Педагогический совет - постоянно действующий коллегиальный орган самоуправления педагогических работников. Он проводится для рассмотрения и решения основных вопросов учебно-воспитательной работы школы. Его деятельность определяется «Положением о педагогическом совете общеобразовательной школы». Педагогический совет создается во всех общеобразовательных учреждениях, где больше трех учителей.
Виды деятельности педсоветов 1. обсуждение и выбор учебных планов, программ, учебников, форм, методов учебно-воспитательного процесса и способов их реализации; 2. организация работы по повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческих инициатив, распространению передового опыта; 3. решение вопросов о создании кружков, студий, клубов и других объединений учащихся; допуске учащихся к экзаменам, переводе учащихся в следующий класс или об оставлении их на повторный курс, выдаче свидетельств и аттестатов об образовании; о годовых оценках поведения учащихся, о поощрениях и взысканиях и т. п.; 4. проведение аттестации педагогических работников учебных заведений с учетом мнения учащихся, родителей (лиц, их заменяющих); 5. рекомендация педагогических и других работников учебного заведения к различным видам поощрения; 6. проведение опытно-экспериментальной работы; 7.определение направлений взаимодействий учебного заведения с государственными и общественными организациями.
Функции педсовета 1.управленческие; 2.методические; 3. воспитательные; 4. социально-педагогические.
Разновидности управленческих функций педсовета 1. законодательные, 2.совещательные, 3. диагностические, 4. планово-прогностические, 5. экспертно- контролирующие.
Традиционный годовой цикл педсоветов 1. первый - аналитическо-планирующий педсовет; проводится до начала учебного года, в конце августа, и посвящен анализу итогов предыдущего года, принятию плана и ориентировке на решение предстоящих проблем; 2. второй, третий и четвертый педсоветы – тематические с промежуточными итогами; 3. пятый - итогово-организационный. На нем подводятся итоги года, допуск к экзаменам, перевод в следующий класс и т. п.
Состав педсовета В постоянный состав педсовета входят директор школы (председатель), его заместители, все учителя, воспитатели, организаторы внеклассной и внешкольной работы, социальные педагоги, библиотекарь, врач, председатель общешкольного родительского комитета. В расширенный состав педагогического совета в зависимости от обсуждаемых вопросов могут быть приглашены представители сотрудничающих организаций и учреждений, преподаватели вузов, члены общешкольного и классного родительских комитетов, представители детских общественных организаций, родители, школьники. Председателем педагогического совета школы является директор школы (на отдельных заседаниях может избираться сменный председатель).
Тематический педсовет Тематика педсоветов определяется годовым планом работы школы. Тематические педсоветы, в основном, связаны с решением проблем Программ развития школы, актуальными проблемами в функционировании школы, определенными в годовом анализе
Темы педсоветов Актуальны, интересны для всех педагогов. Необходимы для выработки практических действий по решению проблем. Хорошо формулировать в форме открытых вопросов.
Формы тематических педсоветов Организационно -деятельностные игры(деловые, ролевые и другие) Круглые столы Семинары Мозговой штурм Все активные нетрадиционные элементы, которые могут повысить активность участников и результативность
Педсовет- деловая игра Педагогический совет-деловая игра - обучающая форма, в котором участники наделяются определенными ролями. Деловая игра учит анализировать и решать сложные проблемы человеческих взаимоотношений, в исследовании которых существенно не только правильное решение, но и поведение самих участников, структура отношений, тон, мимика, интонация. Одна из форм деловой игры - «мозговая атака».
Педсовет- КТД Педагогический совет в форме КТД (коллективного творческого дела) предполагает активное сотрудничество всех педагогов для достижения определенной цели. КТД используется для активизации поиска и выявления новых оригинальных решений теоретических и практических проблем. Достоинствами такой формы являются: 1.осознание целей как единых, требующих объединения усилий всех членов коллектива; 2. разделение труда; в процессе деятельности между членами коллектива возникают отношения взаимозависимости; 3. частичное осуществление контроля членами коллектива;
Педсовет-диспут Педагогический совет-диспут, дискуссия. Диспут (научная полемика) - это форма сотрудничества, которая выявляет различные точки зрения по какой-то определенной проблеме для выявления истины. Педагогический совет-дискуссия предполагает, что каждый учитель (или большинство) коллектива выскажет свое мнение по какому-то вопросу, ознакомится с мнением коллег. Участникам педагогического совета-диспута, дискуссии целесообразно сесть лицом друг к другу: так удобнее противостоять друг другу, отстаивать противоположные взгляды, вырабатывать общее мнение. Разновидностями дискуссии являются формы «круглого стола», «философского стола» и др.
Педсовет-консилиум Педагогический совет-консилиум проводится для координации действий педагогов в работе с учащимися определенного класса, определения причин выявленных затруднений и поиска способов их разрешения. Педагогический консилиум делает знания об учениках наиболее многосторонними, более объективными, способствует обмену опытом индивидуального подхода к школьникам.
Педсовет-презентация Педагогический совет-презентация проводится для официального представления новых программ, учебников, учебных кабинетов, нового опыта по определенной проблеме. Цель презентации - привлечь внимание к чему-либо, ознакомить с новым начинанием, дать ему общественную оценку.
Педсовет- конкурс, конференция Педагогический совет-конкурс ставит целью подвести итоги конкурсов мастерства в педагогическом коллективе, выделить лучших. Заранее разрабатываются положения, условия проведения конкурса, продумывается подведение итогов. Педагогический совет-конференция предполагает глубокое и всестороннее раскрытие темы при активном участии педагогов школы. Творческий обмен опытом - суть педсовета-конференции.
Педсовет- фестиваль Педагогический совет-фестиваль проходит как широкий общественный смотр достижений, празднество, сопровождающееся показом, смотром форм, методов, приемов, средств обучения в разнообразии художественного оформления. По составу участников педагогический совет может быть постоянным (в нем участвует весь педагогический коллектив), расширенным (с участием учеников, родителей и т. д.), объединенным с другим педагогическим коллективом, малым (ограниченным по числу участников).
Педсоветы расширенные, объединенные На расширенный педагогический совет приглашаются представители шефских организаций, преподаватели вузов, члены родительских комитетов, представители детских общественных организаций, родители, ученики. Объединенный педагогический совет решает с другим коллективом общие проблемы, обсуждает цели, содержание, формы, методы, приемы работы. В зависимости от обсуждаемых вопросов педсовет может быть проведен совместно с педагогическим коллективом другой школы или ПТУ.
Малый педсовет Малый (ограниченный) педагогический совет, занимается решением одной проблемы, привлекая только учителей, причастных к ней, например, учителей выпускных начальных классов и тех, кто работает в 5-х классах, если рассматривается преемственность начальной школы и среднего звена, и т.
Педсовет-аукцион Педагогический совет-аукцион рассматривает множество представленных идей (методик, методических приемов) по определенной проблеме. Учителя «покупают» только те, которые заслуживают внимания, более реальны, жизнеспособны. Педагогический совет-аукцион может быть проведен и в форме «защиты проекта» поощряет рост инициативы учителей, их самостоятельность и творчество, попытку создать свой неповторимый опыт (форму, прием), свою программу - учебную, развивающую. Желательно посадить участников «треугольником», чтобы они видели друг друга и легко общались между собой. Такое расположение позволяет собрать больше участников, чем «круглый стол», и в то же время в какой-то мере выделить положение руководителя (жюри).
Педсовет – творческий отчет На педагогическом совете-творческом отчете отдельного учителя или кафедры (методического объединения) обобщается передовой педагогический опыт, отбираются наиболее эффективные пути совершенствования обучения и воспитания. Опыт отдельного учителя становится достоянием всех. Такой педсовет - один из важнейших способов повысить методический уровень учителей.
Три группы педсоветов 1 традиционные (авторитарные, догматические); 2 современные интенсифицированные (модернизированные, модифицированные), представляющие то или иное улучшение традиционных педсоветов; 3 нетрадиционные (альтернативные), по аналогии с альтернативными обучающими технологиями.
Этапы подготовки к проведению педсовета (роль администрации) Провести анкетирование по определению тематики педсоветов (для педагогов) Соотнести предложенную тематику с задачами, стоящими в данный момент перед школой. Провести корректировку.
Этапы подготовки к проведению педсовета (роль администрации) Определить состав творческих групп по подготовке педсовета с обязательным присутствием членов администрации Определить форму проведения педсовета с учетом ее целесообразности
Этапы подготовки к проведению педсовета (роль администрации) Определить объем необходимой подготовительной работы (диагностика, анкетирование, посещение уроков и внеклассных мероприятий, приглашение специалистов, издание объявления, выпуск специальных методпособий, раздаточного материала, разработка видеоряда и др.)
Этапы подготовки к проведению педсовета (роль администрации) Разработка сценария хода педсовета (определение порядка выступающих, постановка возможных проблем, проработка путей их решения, разработка проекта решения педсовета) Оформление аудитории для проведения педсовета
Ход педсовета Информация о состоянии выполнения решений предыдущего педсовета Знакомство с темой педсовета, формой его проведения, целями. Работа педсовета. Формулировка проекта решения педсовета, его обсуждение Принятие решения педсовета.
Примерные темы педсоветов Как организовать ситуацию успеха на уроке? Наше педагогическое кредо и наши приоритеты Продуктивный педагогический опыт: системность и критерии